Общие сведения об автомобильных генераторах

Электроника и электрооборудование транспортных и

Транспортно-технологических машин и оборудования

Лекция 3

Автомобильные генераторы

Учебные вопросы:

Общие сведения об автомобильных генераторах.

Принцип действия генераторов переменного тока.

Общие сведения об автомобильных генераторах

Генераторная установка состоит из электрогенератора и регулятора напря­жения. Они, вместе с элементами контроля работоспособности и защиты от воз­можных аварийных режимов, образуют систему электроснабжения автомобиля.

Генераторная установка обеспечивает питанием злектропотребители, вклю­ченные в бортовую сеть автомобиля, и заряжает его аккумуляторную батарею при работающем двигателе.

Даже на холостом ходу двигателя генератор должен развивать мощность, до­статочную для электропитания наиболее важных потребителей. В мировой практике генераторные установки на холостом ходу двигателя развивают 40-50% от номинальной мощности.

Напряжение в бортовой сети автомобиля должно быть стабильно в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя и нагрузок.

Стабильность напряжения, обеспечиваемая работой регулятора, является непременным условием надежной работы аккумуляторной батареи и других электропотребителей.

Генераторные установки рассчитаны на номинальное напряжение 14 и 28 В. Напряжение 28 В характерно для автомобилей с дизелем. Однако на дизельных автомобилях, например, на автомобилях ЗИЛ 5301 («Бычок»), ЗИЛ 4331, ЗИЛ 133ГЯ возможна и двухуровневая система: 14 В непосредственно на генерато­ре для электроснабжения основных потребителей, 28 В - на выходе трансформаторно-выпрямительного блока для подзарядки аккумуляторной батареи.

Генераторные установки выполняются по однопроводной схеме, в которой с корпусом соединен отрицательный полюс системы. Отечественной нормативной документацией предусматривается изготовление установок и по двухпроводной схеме, но практически такое исполнение не реализуется.

Генераторная установка питает ботовую сеть автомобиля постоянным то­ком. Однако известно, что механическую энергию можно преобразовать в электрическую только посредством переменного тока. Поэтому ранее автомо­били снабжались выпрямителем-коллектором со щетками в генераторах по­стоянного тока, а теперь - полупроводниковым выпрямителем в повсеместно применяющихся автомобильных вентильных генераторах.

Для питания вспомогательных устройств, например, реле блокировки старте­ра, трансформаторно-выпрямительного блока систем на два уровня напряже­ния, тахометра и т.п., используется переменный ток, вырабатываемый генера­тором. В последнее время наблюдается тенденция использовать переменный ток и для управления работой регулятора напряжения самой генераторной ус­тановки.

Генераторная установка - достаточно надежное устройство, способное вы­держать повышенные вибрации двигателя, высокую подкапотную температуру, воздействие влажной среды, грязи и т.п. Принцип действия вентильного элект­рогенератора и его принципиальное конструктивное устройство одинаковы как у отечественных, так и у зарубежных образцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: