Подходы к изучению развития общества

Формационный подход Цивилизационный подход
Теория общественно- экономической формации (ОЭФ) была со­здана марксистской школой обществознания: · ОЭФ- ­это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как студень прогрессивного развития человечества. · В ис­тории любого общества выделяются пять ОЭФ: перво­бытная, рабовладельческая, феодальная, капиталис­тическая и коммунистическая (социализм – первая фаза). · Решающая роль отводится материальному про­изводству, · экономика является базисом формации, оп­ределяющим ее надстройку - совокупность полити­ческих, юридических и духовных институтов. Таким образом, для теории ОЭФ характерны эко­номический детерминизм и отрицание своеобразия в развитии отдельных государств и народов. В противовес теории ОЭФ сторонники цивилиза­ционного подхода на первый план выдвигают уникаль­ность исторического пути того или иного народа и об­щества. В широком смысле под цивилизацией понимают определенный уровень развития материальной и ду­ховной культуры. Признаки цивилизации: · единое пространство, · еди­ная система ценностей, · единые нормы морали, · специ­фический образ жизни, · общая ментальность, · единая система производства. Функции цивилизации: 1. Реализация единства духовной жизни крупной об­щности в исторической преемственности и на оп­ределенной территории.. 2. Дифференциация культурной жизни, преемствен­ность, передача культуры через механизм тради­ций. . Русский ученый Н.Я.Данилевский создал теорию локальных типов общества, разделив все цивилизации на четыре группы: «первичные цивилизации., «одно­основные», «двухосновные» и «объединительную ци­вилизацию». В основе каждой цивилизации лежат «культурно-исторические типы». Ядро каждого типа составляют «исторические народы» с собственной иде­ей и задачей. А. Тойнбитакже исходит из идеи существования самостоятельных локальных цивилизаций. Каждая ци­вилизация, по его мнению, проходит стадии возник­новения, роста, надлома и разложения. Тойнби пред­ложил закон «вызов - ответ»:история бросает обще­ству «вызовы», «ответы» на которые ищет творческое меньшинство - элита. Когда элита становится неспо­собной решать проблемы, она утрачивает свой автори­тет и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает свое единство, раскалыва­ется, что приводит цивилизацию к гибели. Все циви­лизации (он выделял около 30) Тойнби делил на «пер­вичные» (малосильные, легко возникающие и погибающие), «вторичные (возникающие в ответ на «вызов», способные менять условия существования), «тре­тичные» (возникшие из «вторичных» на основе единых церквей и религий). О.Шпенглер четко разграничил понятия цивили­зация и культура. Он рассматривал культуру не как единую, общечеловеческую, а расколотую на восемь культур, вырастающих на основе своего собственного уникального «прафеномена» - способа «переживания жизни». Цивилизацию Шпенглер считал застоем, вы­рождением, смертью культуры. Современный российский автор Л.И. Семенникова рассматривает цивилизацию «как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценно­стями и идеалами, имеющее устойчивые черты в со­циально-политической организации, культуре, эконо­мике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
1. Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития. 2. Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству. 3. Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой. 1. В центре изучения - человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности. 2. Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры. 3. Общество - это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

Однако надо отметить, что внутри цивилизационного подхода существуют два направления линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций.

Линейно-стадиальная теория цивилизаций Теория локальных цивилизаций
Её сторонники рассматривают общество сквозь призму цивилизаций-стадий. Отличие данной трактовки истории общества от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей. Важно помнить, что понятие “цивилизация” очень многозначно и используется разными исследователями в разных смысловых контекстах. Так, ещё в XVIII веке ряд мыслителей выделял последовательные периоды дикости, варварства и цивилизации. В этом смысле цивилизация выступает синонимом высших достижений человека и человечества. Часто в линейно-стадиальном значении используется понятие античная цивилизация, средневековая цивилизация, современная цивилизация. Ряд исследователей выделяют следующие ступени-цивилизации: Космогенная цивилизация. Природа (космос) определяет формы жизнедеятельности данного общества (цивилизация древности и средневековья). Техногенная цивилизация (индустриальная) определяется развитием науки и техники, машинного производства. Антропогенная цивилизация (информационная, постиндустриальная) основана на развитии информационных технологий и приоритете прав человека. Её основное отличие от всех вышерассмотренных концепций в том, что её сторонники не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней – стадий. Наиболее последовательно данная теория разработана в произведениях А. Тойнби. По его мнению всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой цивилизации. В этом значении цивилизация – это некий организм, развивающийся в определённой культурно-географической зоне, обладающей неповторимым своеобразием и уникальной исторической судьбой. Таким образом, локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения). Понятие “архетип” весьма близко к понятию “менталитет” (ментальность) – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Примером локальной цивилизации можно считать российскую цивилизацию. Ядром этой цивилизации будет выступать система высших духовных ценностей. Так, писатели и историки относят к ценностямроссийской цивилизации духовность, веру в особое предназначение, коллективизм и общинность, максимализм в решении проблем и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: