Теория общественно- экономической формации (ОЭФ) была создана марксистской школой обществознания:
· ОЭФ- это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как студень прогрессивного развития человечества.
· В истории любого общества выделяются пять ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза).
· Решающая роль отводится материальному производству,
· экономика является базисом формации, определяющим ее надстройку - совокупность политических, юридических и духовных институтов.
Таким образом, для теории ОЭФ характерны экономический детерминизм и отрицание своеобразия в развитии отдельных государств и народов.
| В противовес теории ОЭФ сторонники цивилизационного подхода на первый план выдвигают уникальность исторического пути того или иного народа и общества. В широком смысле под цивилизацией понимают определенный уровень развития материальной и духовной культуры.
Признаки цивилизации:
· единое пространство,
· единая система ценностей,
· единые нормы морали,
· специфический образ жизни,
· общая ментальность,
· единая система производства.
Функции цивилизации:
1. Реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории..
2. Дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций.
. Русский ученый Н.Я.Данилевский создал теорию локальных типов общества, разделив все цивилизации на четыре группы: «первичные цивилизации., «одноосновные», «двухосновные» и «объединительную цивилизацию». В основе каждой цивилизации лежат «культурно-исторические типы». Ядро каждого типа составляют «исторические народы» с собственной идеей и задачей.
А. Тойнбитакже исходит из идеи существования самостоятельных локальных цивилизаций. Каждая цивилизация, по его мнению, проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Тойнби предложил закон «вызов - ответ»:история бросает обществу «вызовы», «ответы» на которые ищет творческое меньшинство - элита. Когда элита становится неспособной решать проблемы, она утрачивает свой авторитет и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает свое единство, раскалывается, что приводит цивилизацию к гибели. Все цивилизации (он выделял около 30) Тойнби делил на «первичные» (малосильные, легко возникающие и погибающие), «вторичные (возникающие в ответ на «вызов», способные менять условия существования), «третичные» (возникшие из «вторичных» на основе единых церквей и религий).
О.Шпенглер четко разграничил понятия цивилизация и культура. Он рассматривал культуру не как единую, общечеловеческую, а расколотую на восемь культур, вырастающих на основе своего собственного уникального «прафеномена» - способа «переживания жизни». Цивилизацию Шпенглер считал застоем, вырождением, смертью культуры.
Современный российский автор Л.И. Семенникова рассматривает цивилизацию «как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
|
1. Главное внимание уделяется
изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.
2. Решающая роль отводится в
истории общества материальным
факторам, прежде всего производству.
3. Общество рассматривается как
движение от более низкой ступени развития к более высокой.
| 1. В центре изучения - человек.
Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.
2. Определяющее значение имеют
мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.
3. Общество - это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.
|