Перспективы формирования мегалополиса в восточной части Западной Сибири

В восточной части западной Сибири узел расселения на границе между Новосибирской, Кемеровской, Томской областями и Алтайским краем. Их администр. центры сдвинуты к стыку областей и крупнейшему в Азиатской части России сплетению ж/ж, автомоб. и водных коммуникаций. Это массивное созвездие городов и сельских поселений занимает 5% территории юга Западной Сибири, но здесь более 6 млн. жителей, половина его населения. По отдельности ни Новосибирск, ни любой другой из этих городов не смог бы сформировать на громадной части Западной Сибири ту жизнестойкую пространственную конструкцию региона, которая сложилась. Это оказалось под силу только всему «созвездию» с его огромным потенциалом, равного которому нет в Сибири и не только здесь. Из-за местоположения, геополитической ситуации, величины и своей про­странственной организации это расселенческое образование — один из важнейших стратегических, трансграничных узлов расселения на стыках России с сопредельными государствами.

Но столь близкое взаимодействие Новосибирска, Барнаула, Томска, Кемерова, Новокузнецка даёт им не только выгоду. Оно перешло в борьбу за распределение ресурсов, доходов, привилегий и льгот. Если не принять адекватных мер, соперничество близко расположенных городов будет расти, а суммарные потери этих городов увеличиваться. Это тем более вероятно, что внешняя геополитическая ситуация неустой­чива. Далеко не всё в экономике страны предсказуемо при неизбеж­ных колебаниях и периодических обвалах цен на главные сырьевые товары России на внешнем рынке. Внутри страны ужесточается борь­ба между регионами за ресурсы развития, и её исход непредска­зуем. В ближайшем будущем по мере роста административной и хозяйственной независимости субъектов Российской Федера­ции от центра всё сложней будет поиск взаимовыгодных решений для городов «созвездия». Нужны адекватные способы управления (сегодня их нет) единым градостроительно-расселенческим узлом в восточной части Западной Сибири. Для согласованного управления территориальным развитием в границах уже сложившейся мультиагломерации ей нужен админис­тративно-территориальный ста­тус, не имеющий аналогов среди нынешних субъектов Российской Федерации.

В границы нового объединения могли бы войти все города «созвездия» с прилегающими к ним территориями. Для их управления появилось бы некое подобие единого парламента объединённой Европы. Возможно, в этом градостроительном узле перераспределятся роли Новосибирска и других крупных городов. Удалось бы достичь концентрации ресурсов демографических, материальных для ускорения развития всей мультиагломерации. Единое управление облегчило бы становление эффективного рассе­ления Западной Сибири. Возможно – наряду с самостоятельными бюджетами крупных городов – появился бы общий бюджет мультиагломерации. Это позволило бы преодолевать отставания в развитии ряда территорий, поселений и жизненно важных производств.

Развитие скоростных связей между центрами мультиагломерации создаст предпосылки включения массы населения в активную городскую деятельность, не переселяя этих людей в областные центры «созвездия». Было бы успешней противодействие агрессивному вмешательству капитала извне в местную деятельность. Открылись бы возможности формирования общего для мультиагломерации технопарка, свободной экономической зоны, многофункционального транспортного узла на пересечении авто- и железнодорожных, водных и воздушных путей. Стали бы доступней совместные планирование, строительство и эксплуатация объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Появился бы дополнительный стимул для кооперации городов в научной деятельности, образовании, здравоохранении и социальном обеспечении, в освоении природных ресурсов, совместной природоохранной работы, расширения зоны влияния городов за чертой мультиагломерации и т.д.

Существующие администра­тивно-территориальное деление и система управления субъектами РФ в восточной части Западной Сибири были эффективны и оста­нутся такими какое-то время. Но так не будет бесконечно долго. Система управления территория­ми в границах мультиагломерации постепенно приходит в противо­речие с новыми обстоятельствами. Опасна не сложившаяся систе­ма управления территориями, а инертность в её использовании. И новое административно-тер­риториального образование не может быть эффективным вечно. Оно необходимо для решения се­годняшних задач. Что будет завтра — узнаем позже.

Не исключено, что понадобится коррекция нынешних западных гра­ниц Новосибирской области. Часть её районов вместе с Татарским мо­жет отойти к Омской. Эти районы давно вошли в зону миграционно­го, транспортного, производствен­ного и торгово-бытового влияния "заграничного* областного центра. В ближайшей перспективе вероят­но слияние районов, окружающих Омск для взаимосвязанного уп­равления территорией в границах Омского узла расселения. Сегодня очевидна условность разделения зон влияния центров Омской и Тю­менской областей возле трансгра­ничного узла с местными центрами городами Наэываевск и Ишим. Не исключено, что и здесь произойдут подвижки внутри- и межобластных границ.

Нынешнее административ­но-территориального деление региона может оставаться ещё неопределённо долго. Сохранится раздельное управление развитием смежных областей. Но уже сегод­ня не обойтись без комплексного плана развития территорий мульти­агломерации. Будущее Новосибир­ска определится только в контексте ресурсов развития Западной Си­бири, всего востока России. Одним генпланом, без учёта расселения региона, не выявить все грани зна­чения Новосибирска, единолично претендующего на роль регионального центра. Надо административно узаконить мультиагломерацию и разделить функции Новосибирс­ка и других городов 'созвездия* в исполнении совместной роли ядро региона. Иначе не оценить направления развития самого Но­восибирска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: