Индивидуальный подход выдвигается на основе: изучения и осмысления уникальных свойств и качеств городской структуры:
а) характера, ценности и степени сохранности историко-культурного наследия
б) экономических возможностей общества в целом и перспективного развития исследуемого города в частности
в) возможностей организации научно-познавательного и туристского ознакомления с архитектурно-градостроительным наследием города….
Города имеют неповторимый внеш. вид, возникая и развиваясь в своеобразных природ.условиях и в разные ист. времена. Их арх. облик отражает эстетико-культ. и экономич. взгляды общества, находящегося на определенной ступ.развития.
Неповторим.облик города формируют соогужения:
а)Групповые сооруж. (ансамбли и комплексы - кремли, монастыри, усадьб., площ, ул., набереж..).
б). Отдельные крупные сооружения (общественные здания, учреждения, дворцы, жилые дома и др.).
в). Вертикальные сооружения (башни крепостей, колокольни, церкви, пожарные каланчи, водонапорные башни и др.).
|
|
г). Рядовые здания массовой застройки.
Масс.застр. может быть разделена на категории:
1). Здания или группа зданий, несущая в себе следы определенного художественного стиля местной школы.
2). Здания, не имеющие определенного художественного характера, нейтральные по стилистическим качествам, но построенные в традиционных приемах, соразмерные по габаритам сложившейся среде города. Эту застройку именуют «фоновой», ибо она участвует в создании нейтрального архитектурного фона для ведущих сооружений города. В арх. среде могут быть здания, сооружения диссонирующие с ист. сложившейся средой.
д). Сопутствующие архитектурной застройке сооружения инженерно-технического, мемориально-эстетического, хозяйственного назначения (малые формы, транспорт и гидротехнич. сооружения..).
в совокупн. с ландшафтом форм.гор. среду
Понимание механизмов и специфич. характеристик общественной жизни во взаимосвязи с рукотворным пространственным миром арх. объектов позволяет целенаправленно формировать окружающую человека среду, сохраняя ее ценные ист. качества. Это особенно актуально в наше время, когда инвестиционная привлекательность земли в центрах российских городов является главной причиной градостроительных преобразований архитектурной среды…
При реставрации исторических памятников и возведении новых зданий необходимо учитывать:
- масштаб и объемно-пространственную композицию, силуэтное построение, обусловленное исторической застройкой; ист. характер, стилистические, худож-но-пластические черты, особенности арх. традиций;
|
|
- исторически сложившуюся уличную сеть, формирующую планировочную структуру;
- масштаб застройки (преимущественно 2–4 этажа) при максимальном сохранении зданий, представляющих историко-архитектурную ценность.
Формирование в общей планировочной структуре опорных магистральных улиц позволяет выделить в структуре исторического центра бестранспортные зоны. При реконструкции ист. застройки необходимо поддерживать сложившиеся планировочные и композиционные характеристики среды. Это традиционный контур кварталов, небольшая длина фасадов, соразмерность высоты в рядовой застройке и другие приемы. В целях улучшения качества среды и условий проживания предусматривается благоустр. двор.пространств, повышение уровня озелененности, формирование внутриквартальных пешеходных связей.
Особенности улиц (композиция силуэта, ансамблей зданий, членений фасадов, колористических гармоний и т. д.) придают своеобразие городу.
Важнейшим в регенерации ист. среды является восстановление утраченных историко-культурных ценностей. (абсолютная и относит. ценность)
Среди арх. сооружений города могут быть здания, связанные с ист.событиями, деятельностью выдающихся личностей «памятники ист.», в ряде случаев могут быть и памятникам архитектуры.
2я пол. ХIХ в.и 1я пол. ХХ в.:время империалистической фазы развития капитализма. Города Европы и США, разорвав градостр. огранич., необоснованно вторгаются крупными объемами и массами в ист. ткань, период кризиса ансамблевой застройки.
Появился план Вуазен (арх. Ле Корбюзье), предусматр. полную перестройку центра Парижа. В исторических центрах городов появляются немасштабные сооружения (памятник Виктору-Эммануилу в Риме), или здания новой архитектуры вокзал архитектора Микелуччи во Флоренции. В России: проекты Дв. Советов вблизи Кремля, зд. Наркомтяжпрома. Интернациональный стиль.
Афинская хартия 1933г. Манифест Ле Корбюзье
несмотря на многие прогрессивные положения, Афинская хартия стремилась к глобальной унификации градостроительных принципов и не учитывала национальные архитектурные особенности и обычаи народов разных стран.
«Вашингтонская хартия»-1987 г. «Международная Хартия по охране ист. городов», посвященная большим и малым городам, историческим центрам или кварталам, находящимся под угрозой разруш./уничтожения вследствие урбанизации, порожденной эрой индустриализации. Новый текст, дополняя Венецианскую хартию 1964 года, определил принципы и задачи, методы и способы деятельн., присущие делу охраны исторических городов, способствующих гармонии частной и общественной жизни, сохранению культурного наследия