Актуальность. «Проблемы и методы культурологии»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Проблемы и методы культурологии»

Автор-составитель:

Бондарев Алексей Владимирович кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

НАПРАВЛЕНИЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Утверждено на заседании Совета факультета философии человека

(протокол № ___________)

Председатель Совета

_______________/_____________/


Программа учебной дисциплины

«Проблемы и методы культурологии»

Курс: 3

Семестр: 5

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 144

Количество аудиторных часов на дисциплину: 72

- лекционных занятий 36

- практических занятий 36

Количество часов на самостоятельную работу: 72

Трудоемкость: 4 (в кредитах)

Актуальность

На протяжении всего ХХ века наблюдалось последовательное возрастание научных исследований, направленных на изучение влияния культуры на социальную жизнь общества, роли культуры как стимула социальной активности людей. Актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей в конце XX столетия обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности и функционирования феномена культуры.

Это в высшей степени актуализирует необходимость повышения уровня культурной компетентности учащихся, развития их способности к пониманию глубинных социокультурных смыслов во всём многообразии явлений окружающей действительности, повышения культурологической грамотности современного общества, а также освоения соответствующих культурологических компетенций. Работа в обозначенном направлении требует целенаправленной подготовки специалистов, способных системно разобраться в основных и наиболее значимых тенденциях современного социокультурного развития.

Современная российская культурология, получившая свой официальный статус лишь сравнительно недавно, стремительно развивается. Многие отрасли культурологического знания получили в самое последнее время значительную разработку, в центре дискуссий оказались новые проблемы изучения социокультурной реальности, были намечены совершенно новые перспективы развития культурологии как науки. Поэтому так важно иметь адекватное представление о новейших подходах, дискуссиях и достижениях отечественных и зарубежных культурологов.

Цель дисциплины: формирование базовых профессиональных компетенций в области культурологии посредством творческого освоения знаний о современных научных подходах и дискуссиях в изучении культуры; выявления специфики культурологического знания и овладения теоретико-методологическими основами культурологического исследования.

Задачи дисциплины:

Ø сформировать понимание актуальности и специфики современного культурологического знания;

Ø развить креативные и аналитические способности, культуру мышления, способность к самостоятельной работе с источниками, критическому, аналитическому и культурологическому мышлению, компаративному и кросс-культурному анализу;

Ø помочь совершенствованию способностей к письменной и устной коммуникации, а также слаженной работе в коллективе;

Ø способствовать стремлению к овладению современными способами поиска и отбора информации, развитию навыков педагогической работы, ориентацию на;

Ø овладеть этикой и практикой электронной коммуникации в учебном процессе;

Ø способствовать воспитанию норм и ценностей академического этоса, навыков научной работы;

Ø усовершенствовать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, критического прочтения и анализа культурологических текстов, анализа явлений культуры и их компаративного анализа;

Ø показать место культурологической науки в системе научного знания, её предмет и объект, проблемное поле, ключевой категориальный аппарат, методологию и основные разделы;

Ø охватить наиболее важные культурологические и культурфилософские концепции, создавая при этом представление об эволюции и многообразии подходов и направлений в современной культурологии;

Ø научить анализировать основополагающие теории и концепции культуры;

Ø охарактеризовать генезис и основные вехи становления культурологии как научной и образовательной дисциплины;

Ø дать возможность слушателям овладеть основными принципами и методами научного исследования культуры;

Ø способствовать освоению слушателями современных знаний о культуре как системной целостности с собственными закономерностями нелинейной самоорганизации;

Ø раскрыть структуру и динамику культуры в свете основных подходов;

Ø освоить особенности исторических типов межкультурной коммуникации;

Ø сформировать представление об основах и современном уровне развития культурологии;

Ø научить использовать полученные знания в профессиональной деятельности и собственной практике, в выборе ориентаций в мире ценностей современной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: