Художники давно подметили, если СВКЦ изображается сквозь арку или нависшую крону деревьев, то на нем происходит дополнительное акцентирование внимания. Это объясняется тем, что арка и листва деревьев отсекает края плоскости изображения, оставляя то, что подается в качестве СВКЦ. И еще один феномен: если СВКЦ изображен в конце коридора или аллеи, то внимание на СВКЦ тоже обостряется. В этом случае начинает действовать прием сходящихся линий на СВКЦ. Итак, это изобразительное средство является дополнительным приемом акцентирования внимания на том, что автор рекламного объявления считает важным.
Теория композиции рассматривает замкнутость и разомкнутость в двух аспектах: по графическому построению и по отраженности действия на изображении.
Можно выделить следующие основные схемы замкнутого изображения по графическому построению:
— линии, рисующие изображение, сходятся в точке и заканчиваются на изображении какого-то предмета (рис. 179). Здесь этой точкой явилось название 1п1е1 1п81с1е еще и в качестве СВКЦ;
|
|
— линии, огибающие изображение, обеспечивают замкнутость по графическому построению (рис. 180).
(На рис. 181 кроме замкнутости по графическому построению, арка из полос с цветами национальных флагов несет символ объединения молодежи России и Германии);
— съемка замкнутого пространства, например снимок интерьера, где стены комнаты ограничивают пространство, часто применяется в рекламе мебели, ресторанов, интерьеров гостиниц. В этих случаях помещения стараются фотографировать без вида на дверь и окна (рис. 182).
Своеобразная замкнутость по графическому построению с помощью ломаной линии представлена на рис. 183.
Если используется разомкнутость по графическому построению, то рисующие линии не концентрируются на плоскости изображения. Например, пейзаж с участком изгороди или дороги, при этом в кадре нет ни начала, ни конца этого участка, или городской пейзаж без начала и конца, как на рекламе карты VISA вид Московского Кремля (рис. 184).
«Ключ к целой библиотеке» через стеллажи с записью банков данных, не имеющие ни начала, ни конца, предлагает фирма «Intel Inside» (рис. 185).
Большое разнообразие красок и лаков фирма подает в рекламе через разомкнутость, то есть бесконечное число банок с красками и лаками (рис. 186).
Интересное решение использования разомкнутости по графическому построению найдено на рис. 187. В рекламе книги об островах Карибского моря авторы предлагают с помощью разомкнутости и бесконечности морских пляжей вкусить прелесть отдыха на этих островах.
О замкнутости по отраженности действия говорят в тех случаях, когда действие внутри кадра не выносится за пределы изображения. Например, два человека идут навстречу друг другу с протянутыми руками, ребенок гладит собаку и смотрит на нее, а собака лижет ему подбородок. Замкнутость по отраженности действия используется для оживления рекламного объявления и придания ему вида жанровой сценки. Пример такой замкнутости — на рис. 188.
|
|
Занятный рекламный ход с замкнутостью по отраженности действия дан на рис. 189. Обычно люди в рекламном кадре направлены лицом на зрителя, а здесь — все спиной и при этом прекрасно подано настроение, которое может быть в тот момент у отдыхающих. А в изображении моря использовано изобразительное средство разомкнутости по графическому построению.
Забавный ход с замкнутостью, нюансом и элементом юмора представлен на рис. 190. Взгляд двух собак можно расценить как необходимость охраны объекта, представленного в качестве СВКЦ и нюанса в виде некоего совместного собачьего интереса.
Возможен еще один вид замкнутости. Часто реклама строится на изображении одного или нескольких человек, смотрящих на зрителя с рекламы, и таким образом замкнутость осуществляется на зрителе. Это — нормальный прием, так как люди в общении смотрят в глаза друг другу. К рекламным снимкам с таким видом замкнутости предъявляется одно главное требование: на зрителя с рекламы должен смотреть человек доброжелательный, веселый, с доверительным и мягким выражением лица, как у знаменитой киноактрисы Одри Хепберн (рис. 191).
Когда большинство потенциальных покупателей видит в рекламе тупое выражение лица натурщицы в новой модной одежде, нет гарантий, что рекламный текст будет прочитан до конца. Конечно, реклама может быть разной. Иначе как отличить хорошую рекламу от плохой? Однако в последние годы в России в рекламе исчезло понятие «обратная связь». Почему-то теперь можно не заботиться о качестве рекламы и о том, как она сработала. Именно поэтому молодые художники рекламы позволяют себе снимать девиц с ничего не выражающими лицами. Но самое неприятное для профессионала то, что теперь стало нормой делать рекламу на одной форме, без какого-то либо замысла. Такое впечатление, что главная задача художников рекламы — получить деньги с рекламодателя, а как сработает реклама, как отзовется она в еще не сформировавшейся душе — мало кого волнует. Мы уже отмечали, что реклама стала некоторым образцом искусства для искусства и не более. Она стала существовать отдельно от товара и услуги. Реклама стала «продавать» раскрученность, а не функциональную нужность товара. А между тем реклама, подобно слову, может ласкать, призывать и побуждать. Но может ранить, убивать и уродовать душу.
Для выделения из толпы человека и придания ему значимости в политической рекламе используется двойная замкнутость. На рис. 192 восторженная публика смотрит на баллотирующегося кандидата, а сам кандидат смотрит в то будущее, к которому призывает его предвыборная кампания.
Разомкнутость по отраженности действия — изображение с предполагаемым выносом внутрикадрового действия за рамки кадра. Например, мужчина и женщина идут рядом под ручку, но смотрят в разные стороны с кислыми выражениями лиц, или двое детей идут в разные стороны от мяча, которым они только что играли. В обоих примерах видно без дополнительных объяснений, в каких отношениях в данный момент находятся изображенные люди.
В рекламных объявлениях довольно часто используется разомкнутость по отра-женности действия. Например, при рекламировании одежды (рис. 193).
Пример неудачного использования ра-зомкнутости по отраженности действия дан на рис. 194. Здесь возможна многозначная трактовка визуальной составляющей. Если собака наказана за то, что наследила, надо было делать более яркие следы и, следовательно, изображать ковровое покрытие более светлым. Если же собака — друг девочки, то друзья делятся лакомством, и надо было показать в кадре, как оба лижут мороженое. Здесь же девочка занята своим приятным делом, собака смотрит в неизвестном направлении и у зрителя не создается впечатления, что ITC — лидер в области велюровых ковровых покрытий.
|
|
Итак, замкнутость и разомкнутость как изобразительные средства позволяют авторам без дополнительных пояснений в тексте усилить внимание зрителя к рекламному объявлению и объекту рекламы.