Замкнутость и разомкнутость

Художники давно подметили, если СВКЦ изображается сквозь арку или на­висшую крону деревьев, то на нем про­исходит дополнительное акцентирование внимания. Это объясняется тем, что арка и листва деревьев отсекает края плоскости изображения, оставляя то, что подается в качестве СВКЦ. И еще один феномен: если СВКЦ изображен в конце коридора или аллеи, то внимание на СВКЦ тоже обост­ряется. В этом случае начинает действовать прием сходящихся линий на СВКЦ. Итак, это изобразительное средство является до­полнительным приемом акцентирования внимания на том, что автор рекламного объявления считает важным.

Теория композиции рассматривает за­мкнутость и разомкнутость в двух аспектах: по графическому построению и по отраженности действия на изображении.

Можно выделить следующие основные схемы замкнутого изображения по графи­ческому построению:

линии, рисующие изображение, схо­дятся в точке и заканчиваются на изобра­жении какого-то предмета (рис. 179). Здесь этой точкой явилось название 1п1е1 1п81с1е еще и в качестве СВКЦ;

линии, огибающие изображение, обес­печивают замкнутость по графическому построению (рис. 180).

(На рис. 181 кроме замкнутости по гра­фическому построению, арка из полос с цве­тами национальных флагов несет символ объединения молодежи России и Германии);

съемка замкнутого пространства, на­пример снимок интерьера, где стены ком­наты ограничивают пространство, часто применяется в рекламе мебели, рестора­нов, интерьеров гостиниц. В этих случа­ях помещения стараются фотографировать без вида на дверь и окна (рис. 182).

Своеобразная замкнутость по графи­ческому построению с помощью ломаной линии представлена на рис. 183.

Если используется разомкнутость по графическому построению, то рисующие линии не концентрируются на плоскости изображения. Например, пейзаж с участ­ком изгороди или дороги, при этом в кад­ре нет ни начала, ни конца этого участка, или городской пейзаж без начала и конца, как на рекламе карты VISA вид Московс­кого Кремля (рис. 184).

«Ключ к целой библиотеке» через стел­лажи с записью банков данных, не имею­щие ни начала, ни конца, предлагает фир­ма «Intel Inside» (рис. 185).

Большое разнообразие красок и лаков фирма подает в рекламе через разомкну­тость, то есть бесконечное число банок с красками и лаками (рис. 186).

Интересное решение использования разомкнутости по графическому построе­нию найдено на рис. 187. В рекламе книги об островах Карибского моря авторы пред­лагают с помощью разомкнутости и беско­нечности морских пляжей вкусить прелесть отдыха на этих островах.

О замкнутости по отраженности действия говорят в тех случаях, когда действие внут­ри кадра не выносится за пределы изобра­жения. Например, два человека идут на­встречу друг другу с протянутыми руками, ребенок гладит собаку и смотрит на нее, а собака лижет ему подбородок. Замкну­тость по отраженности действия исполь­зуется для оживления рекламного объявле­ния и придания ему вида жанровой сценки. Пример такой замкнутости — на рис. 188.

Занятный рекламный ход с замкнутос­тью по отраженности действия дан на рис. 189. Обычно люди в рекламном кадре на­правлены лицом на зрителя, а здесь — все спиной и при этом прекрасно подано на­строение, которое может быть в тот момент у отдыхающих. А в изображении моря ис­пользовано изобразительное средство разо­мкнутости по графическому построению.

Забавный ход с замкнутостью, нюансом и элементом юмора представлен на рис. 190. Взгляд двух собак можно расценить как не­обходимость охраны объекта, представлен­ного в качестве СВКЦ и нюанса в виде не­коего совместного собачьего интереса.

Возможен еще один вид замкнутости. Часто реклама строится на изображении одного или нескольких человек, смотря­щих на зрителя с рекламы, и таким образом замкнутость осуществляется на зрителе. Это — нормальный прием, так как люди в общении смотрят в глаза друг другу. К рек­ламным снимкам с таким видом замкну­тости предъявляется одно главное требова­ние: на зрителя с рекламы должен смотреть человек доброжелательный, веселый, с до­верительным и мягким выражением лица, как у знаменитой киноактрисы Одри Хеп­берн (рис. 191).

Когда большинство потенциальных по­купателей видит в рекламе тупое выраже­ние лица натурщицы в новой модной одеж­де, нет гарантий, что рекламный текст бу­дет прочитан до конца. Конечно, реклама может быть разной. Иначе как отличить хорошую рекламу от плохой? Однако в по­следние годы в России в рекламе исчезло понятие «обратная связь». Почему-то те­перь можно не заботиться о качестве рек­ламы и о том, как она сработала. Именно поэтому молодые художники рекламы поз­воляют себе снимать девиц с ничего не вы­ражающими лицами. Но самое неприят­ное для профессионала то, что теперь ста­ло нормой делать рекламу на одной форме, без какого-то либо замысла. Такое впечат­ление, что главная задача художников рек­ламы — получить деньги с рекламодателя, а как сработает реклама, как отзовется она в еще не сформировавшейся душе — мало кого волнует. Мы уже отмечали, что рек­лама стала некоторым образцом искусства для искусства и не более. Она стала сущес­твовать отдельно от товара и услуги. Рекла­ма стала «продавать» раскрученность, а не функциональную нужность товара. А меж­ду тем реклама, подобно слову, может лас­кать, призывать и побуждать. Но может ра­нить, убивать и уродовать душу.

Для выделения из толпы человека и придания ему значимости в политической рекламе используется двойная замкнутость. На рис. 192 восторженная публика смот­рит на баллотирующегося кандидата, а сам кандидат смотрит в то будущее, к которому призывает его предвыборная кампания.

Разомкнутость по отраженности дейст­вия — изображение с предполагаемым вы­носом внутрикадрового действия за рам­ки кадра. Например, мужчина и женщина идут рядом под ручку, но смотрят в разные стороны с кислыми выражениями лиц, или двое детей идут в разные стороны от мяча, которым они только что играли. В обоих примерах видно без дополнительных объ­яснений, в каких отношениях в данный мо­мент находятся изображенные люди.

В рекламных объявлениях довольно часто используется разомкнутость по отра-женности действия. Например, при рекла­мировании одежды (рис. 193).

Пример неудачного использования ра-зомкнутости по отраженности действия дан на рис. 194. Здесь возможна многозначная трактовка визуальной составляющей. Если собака наказана за то, что наследила, надо было делать более яркие следы и, следова­тельно, изображать ковровое покрытие бо­лее светлым. Если же собака — друг девоч­ки, то друзья делятся лакомством, и надо было показать в кадре, как оба лижут моро­женое. Здесь же девочка занята своим при­ятным делом, собака смотрит в неизвест­ном направлении и у зрителя не создается впечатления, что ITC — лидер в области ве­люровых ковровых покрытий.

Итак, замкнутость и разомкнутость как изобразительные средства позволяют авто­рам без дополнительных пояснений в текс­те усилить внимание зрителя к рекламному объявлению и объекту рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: