Вопрос 27

1.Дохристианский период

2.Христианский период (Киевский (10-13), Московский(14-17))

1. особенности: большая роль матери, воспитание осуществляется в соответствии с языческим мировоззрением, воспитание в семье.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Общины уже могли позволить себе содержать дружины. Разделение видов труда, обособление ремесел и их усложнение => в 6-9 вв у восточных славян обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Мастер помимо обучения ремеслу, знакомил ученика с определенными культовыми знаниями. Языческая культура не знала письменности, все знания передавались устным путем.

Киевский период. Особенности: ветхозаветный идеал воспитания (Псалтырь), служение ребенка отцу и матери, женщина/ребенок не является самостоятельной личностью, непререкаемый авторитет отца, язык литературы/школы – славянский. 988 г. Владимир открывает 1ую школу «учения книжного». Ярослав Мудрый создает школы в Новгороде.

Акцент в новой религии ставился не на истинную добродетель, а на требование исполнения внешних обрядов. С одной стороны популяризация славянского языка обусловила самобытность древнерусской школы, с другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам. Определенная образованность не требовалась, так как возникала опасность из-за науки потерять веру. В школах учения книжного особое внимание отводилось изучению тривиума + эти школы представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. Простое обучение письму. Чтению и счету осуществлялось «мастерами грамоты». Мастер мог иметь несколько учеников, которые составляли «училище». В 13 эти школы приходят в упадок, таким образом традиции семейного воспитания и обучения оказались сильнее. Монастыри – крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких центров считается Сергей Радонежский. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси. Ученость того времени часто сочеталась с фанатичной религиозностью. Семейное воспитание по-прежнему строилось на основе народных традиций, однако делались попытки взять его под государственный контроль. В «Русской правде» говорилось, что родители обязаны готовит своих детей к трудовой и семейной жизни. В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что у ровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: