Дебет счета 20, 23, 25, 26, 44/1 Кредит счета 16

Для учета операций по продаже материальных ценностей предназначен счет 91 «Операционные доходы и расходы». По дебету субсчета 91/2 «Операционные расходы» отражается фактическая себестоимость выбывающих материальных ценностей, а также понесенные в связи с этим расходы, а по кредиту субсчета 91/1 «Операционные доходы» – выручка от продажи материалов.

В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

1) Списывается фактическая себестоимость выбывших со склада материалов.

Дебет счета 91/2 Кредит счета 10

2) Оплачены с расчетного счета брокерские услуги и другие расходы, связанные с продажей материалов.

Дебет счета 91/2 Кредит счета 51 «Расчетный счет»

3) Начислена заработная плата рабочим за погрузочно-разгрузочные работы.

Дебет счета 91/2 Кредит счета 70 (68, 69, 76)

4) Поступила на расчетный счет выручка от продажи материалов.

Дебет счета 51Кредит счета 91/1

5) Начислен НДС от оборота по продажи материалов.

Дебет счета 91/3 Кредит счета 68

Аналитический учет операций по продаже материалов ведется в журнале-ордере № 13.


12 Первичные документы на поступление и расход материалов используются для ведения учета материалов на складе. Кладовщик на каждый номенклатурный номер на складе ведет карточку складского учета материалов. Верхняя часть карточки складского учета отражает сведения о материале, норме запаса, цене за единицу. Нижняя часть карточки предназначена для отражения текущего движения материала в натуральном выражении на основе первичных документов.

Для аналитического учета материалов в бухгалтерии используются все первичные документы, поступающие со склада. До принятия на учет поступившие со склада первичные документы таксируются (умножается количество материалов на их цену). После этого данные из документов группируют по номерам складов, по видам или группам материалов и по номенклатурным номерам. Следовательно, в бухгалтерии предприятия осуществляется только стоимостной учет, а на складе – только количественный учет.

Наиболее распространенным в настоящее время является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод аналитического учета материалов. Сальдовый метод состоит в том, что данные синтетического и аналитического учета сравниваются лишь по стоимости групп материалов. За основу берется сальдо, выведенное по складским карточкам сортового учета, оцененное по учетным ценам. Общая стоимость всех остатков по отдельным группам карточек складов должна совпадать со стоимостью остатков по данным стоимостного бухгалтерского учета по группам материалов.

На основании карточек складского учета заводится ведомость учета материалов. Ведомость открывается на год и в ней приводится перечень всех номенклатурных номеров и наименований материалов, расположенных по учетным группам, единица измерения, учетная цена, а затем остатки по количеству и сумме на первое число каждого месяца. По окончании каждого месяца ведомость остатков передается бухгалтерией на склад, материально-ответственные лица записывают в нее из карточек количественные остатки материалов на начало следующего месяца. Ведомость остатков является техническим регистром, используемым для увязки и сверки складского и бухгалтерского учета.

Группировка производится в разрезе номенклатурных номеров, групп материалов, счетов и субсчетов, складов, цехов в накопительных ведомостях, составляемых отдельно на приход и расход.

В накопительной ведомости прихода отражаются остатки на начало месяца и суммы поступивших материалов по складам и всего по предприятию за месяц. Остатки материалов на начало месяца проставляются из ведомостей за прошлый месяц.

В накопительной ведомости расхода отражаются расход по каждому реестру, каждому складу и всего за месяц, а также остатки материалов на конец месяца.

Накопительные ведомости ведутся на основании первичных документов по принятым учетным ценам.

По окончании отчетного месяца итоговые данные накопительных ведомостей по приходу и расходу переносятся в соответствующие разделы ведомости № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)». Ведомость № 10 предназначена для учета движения и остатков материалов по местам их хранения по учетным ценам. Одновременно в ней отражается фактическая себестоимость поступивших и выбывших материальных ценностей, выявляются отклонения от принятых учетных цен (ТЗР). Если же на предприятии не ведутся накопительные ведомости, то ведомость № 10 составляется на основании первичных документов. Ведомость № 10 состоит из трех разделов.

13 Контроль состояния и наличия производственных запасов осуществляется путем проведения их инвентаризаций. Инвентаризация проводится с периодичностью и в сроки, устанавливаемые предприятием, но в обязательном порядке перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (в декабре), при приватизации имущества государственного унитарного предприятия, при смене материально-ответственного лица, при выявлении фактов хищений и других злоупотреблений, после пожара или иного стихийного бедствия.

Результатом инвентаризации может быть выявление недостачи или излишка. На практике встречаются случаи, когда у материально-ответственного лица выявляется недостача одного вида материальных ценностей и излишек другого вида материальных ценностей. В этом случае допускается взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы. Следует иметь в виду, что такой зачет допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица в отношении товарно-материальных ценностей одного наименования и в тождественных количествах. Если стоимость недостающих материальных ценностей выше стоимости оказавшихся в излишке, то разница после зачета пересортицы относится на виновное лицо.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:

1) Оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: