Тема 7. Возникновение элементов научных знаний в древнем мире и в средние века

Рецептурный характер знаний на древнем востоке. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки (математики, логики, космологии, астрономии, физики). Основные периоды развития античной философии и научных знаний: ионический (натурфилософия Фалеса, Анаксемена, Анаксимандра, Гераклита, Пифагора, Демокрита), афинский (Гиппократ, Фукидид, Геродот, софисты, Сократ, Платон, Аристотель), эллинический (Евклид, Птолемей, Архимед, философские учения эпикурейцев, стоиков, скептиков), римский (классическая греческая традиция, исторические жизнеописания, риторика, политико-правовые учения, медицина, архитектура).

Особенности трактовки соотношения разума и веры в античности и в средневековье, специфика понимания истины в христианстве. Особенности средневековой философско-теологической традиции, развитие логических норм научного мышления. Схоластическая организация научного знания в средневековых университетах, созерцательная позиция ученого-теолога (Фома Аквинский, Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам). Алхимия, астрономия, магия ― практические манипуляции с природными объектами. Западная и восточная средневековая наука.

Тема 8. Зарождение и развитие классической науки XVII ― XIX века.

Гуманизм и пантеизм эпохи Возрождения, учение о двойной истине Н.Кузанского. Утверждение преимуществ ручного практического мастерства художника, инженера, архитектора в сравнении с созерцательной позицией ученого. Становление технического мышления, развитие медицины, сравнительной анатомии, химии (Леонардо да Винчи, Парацельс). Утверждение идеи гелиоцентризма (Н.Коперник, Дж.Бруно, Т.Браге).

Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской культуре. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием (Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон). Разработка научного метода (эмпиризм Ф.Бэкона, рационализм Р.Декарт). Механистическая картина мира, ее научные основания и мировоззренческая роль. Становление науки как профессиональной деятельности и социального института, технологические применения науки.

Поиски онто-гносеологических начал в классической науке и философии (эмпиризм, сенсуализм, рационализм, скептицизм, агностицизм, диалектический идеализм и материализм).

Критика И.Кантом научного догматизма и познавательного абсолютизма. Кант о структуре познавательного процесса и границах достоверного знания. Рациональное познание и вера, соотношение истины и ценности, научности и нравственности в Кантовской гносеологии. Кант о возможностях познания природы и социально-исторических процессов.

Социально-политические учения эпохи Просвещения, рождение идеи социально-исторического прогресса. Становление классической экономической теории, позитивистской социологии, диалектико-материалистической исторической теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: