В основу определения базовых, исходных цен могут быть положены издержки,
мнение покупателей, цены конкурентов. Самый простой метод определения цены на
основе издержек – их установление путем простого добавления к себестоимости
продукта определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы
прибыли на пути движения продукта от производителя до потребителя.
Далее к данной группе следует отнести расчет цены на «безубыточности», т.е.
положения пулевой прибыли или пулевых убытков.
На политику ценообразования сильное влияние оказывают конкуренты и их
возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэтому изучение цен
конкурентов, важный элемент деятельности в области ценообразования. Если в
основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают играть
решающую роль, особенно когда можно измерить эластичность последнего, т.е.
определить влияние изменения цены на спрос.
Подход к ценообразованию меняется, если продукт является частью продуктовой
|
|
номенклатуры. В этом случае организация стремиться установить цены,
максимализирующие суммарную прибыль. Для данной ситуации выделяют пять
стратегий ценообразования:
1. установление цен для разной продуктовой номенклатуры с учетом различий
в их себестоимости, в оценках их свойств покупателями и цен конкурентов;
2. одновременное установление цен как на основной продукт, так и на
дополняющие продукты;
3. установление низкой цены на основной продукт и завышение цены на
обязательный сопутствующий продукт;
4. установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоценные
побочные продукты, дающей возможность уменьшить цену на основной продукт;
5. пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько
продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене.
Базовые цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий
продажи. В этой связи используют следующие стратегии адаптации цен: ценовые
скидки и поощрения, дискриминационное ценообразование по психологическому
принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому
принципу.
Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым покупателям и розничным
торговцам, другим клиентам в течении определенного времени.
Используют следующие виды ценовых скидок: скидки за платеж наличными; скидка
за количество покупаемого товара; функциональные скидки – снижение цены для
организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по
продаже товара, его хранению; сезонные скидки. Поощрения используются ими в
|
|
виде уменьшения прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого.
Дискриминационное ценообразование – продажа товара по двум или более разными
ценами вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен
осуществляется в разных формах:
· в зависимости от сегмента покупателей – разные покупатели платят за
один и тот же товар разные цены;
· в зависимости от варианта товара разные версии товара продаются по
разным ценам, без учета разницы в издержках;
· с учетом местонахождения товара – товар продается по разной цене в
разных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы;
· с учетом времени – цены меняются в зависимости от сезона.
Ценообразование по психологическому принципу основан на том, что при
определении цены учитываются не только экономические, но и психологические
факторы. Например, исследования показали, что потребности воспринимают более
дорогие товары как более высококачественные.
Стимулирующие ценообразование – временное снижение цены ниже прейскурантной,
иногда ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале
времени. Осуществляется для снижения товарных запасов.
Ценообразование по географическому принципу – предполагает установление
разных цен для потребителей в разных частях страны. Целесообразны для
покрытия более высоких транспортных издержек.
В этой работе я постарался раскрыть все функции, задачи, цели и стратегии
ценообразования. Описал также на каком рынке существуют какие цены. И также
какую роль играет маркетинг в системе ценообразования, в этом сложном
механизме. Она оценивается, как ключевой фактор, который важнее внедрения
новой продукции, сегментации рынков, издержек, сбыта и других факторов.