Что отличает эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории?

Это важный и сложный вопрос. В самом деле, чем эссе в собственном смысле этого слова (как литературный жанр, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, ученые, мыслители) отличается от школьного эссе, авторами которого выступают учащиеся, осваивающие ту или иную учебную дисциплину (в нашем случае – обществознание)? В какой мере творческое сочинение (эссе) по обществознанию должно соответствовать жанровым особенностям эссе в целом?
В современной школе задание написать эссе могут дать своим ученикам преподаватели самых разных дисциплин. В первую очередь, конечно, гуманитарных – литературы, истории, обществознания. Но не только! Отдельные учителя используют эту форму учебной работы и на уроках физики, химии, биологии, полагая, что эссе позволяет выстроить определенное личностное отношение ученика к предмету в целом, к его отдельным темам и разделам.
Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся (выпускник, абитуриент) должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь ученики, освоившие содержание обществоведческого курса на высоком уровне, а с другой – позволяют выявить этот высокий уровень, с достаточной степенью убедительности утверждать, что данный учащийся:
– знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;
– умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными;
– способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;
– объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
– приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
– дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.
Иными словами, успешно написать эссе может лишь тот ученик, чьи знания, умения и навыки полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др.
Понятно, что систематическая работа по формированию навыков написания эссе ведется на уроках литературы, где выясняются его жанровые особенности, анализируются эссе разных видов и направлений, оттачиваются стилистические приемы, наиболее точным образом отвечающие его специфике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: