На уроках обществознания

В течение последних восьми лет в школах России проводился эксперимент по внедрению ЕГЭ по обществознанию. С 2009 года ЕГЭ как форма аттестации в соответствии с законодательством является обязательным. Значительное число заданий ЕГЭ проверяет умение учащихся работать с понятиями.

Прежде всего, необходимо углубить знания обучающихся о том, что такое понятие вообще. Наиболее целесообразно это делать при изучении темы «Познавательная деятельность человека». Здесь же полезно показать типологические различия понятий разного уровня обобщения, а также полезно раскрыть связь между содержанием и объемом понятия. В заданиях разных частей ЕГЭ проверяется умение школьников работать как с содержанием понятия, так и с его объемом.

В литературе выделяют два основных метода формирования понятий: индуктивный и дедуктивный.

Эти методы, как правило, выступают совместно, но один из них может быть ведущим. На основании этих методов Л.Б. Ительсон предложил способы комбинирования индуктивного и дедуктивного методов формирования понятий: ассоциативный, индуктивный, дедуктивный, инвентивный.

Ассоциативный метод вытекает из ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.

Логику образования понятия в этом случае можно схематично представить в виде следующей цепочки:

предметы – восприятие – понятие, раскрываемое в определении – термин.

Индуктивный метод сходен с ассоциативным методом, однако с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль обучающегося к сравнению, классификации, обобщению.

Дедуктивный метод предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Этот способ используется, когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опираться.

Инвентивный метод заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения для выработки новых классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Данный метод образования понятия используется в проблемном обучении.

Работа со словарем – одна из форм отработки понятийных умений учащихся. При условии ее правильной организации она предоставляет большие возможности для формирования терминологической грамотности обучающихся.

Эффективность формирования понятия будет выше при соблюдении ряда методических условий. Прежде всего, необходимо учитывать конкретные представления и типичные образы, имеющиеся у школьников, и корректировать их по мере необходимости во время работы с понятиями. Важно продумывать возможность опережающего введения термина. А также признаков раскрываемого понятия с последующей их систематизацией. Вводить определение следует на доступном для учеников уровне сложности.

Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников, поэтому на уроке, и в домашних заданиях следует предусмотреть применение ранее изученных понятий для усвоения новых знаний. Усвоение ряда сложных понятий требует постоянного к ним обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: