Скрытая безработица и невидимая неполная занятость

Потенциал безработицы в переходной экономике характеризуется численностью лиц, которые при осуществлении тех или иных сценариев экономического развития окажутся безработными. В связи с этим рассмотрим такое понятие, как скрытая безработица.

К скрытым безработным в переходной экономике обычно относят работников, труд которых при сложившейся эффективности экономической деятельности является излишним для обеспечения существующего объема реализации товаров и услуг[3]. Поэтому скрытая безработица по своей сути являясь дополнительной нагрузкой на финансы существенно ближе к трансформации в открытую безработицу. В связи с кризисным состоянием предприятия, часть работников в любой момент может стать реальными безработными. По оценкам специалистов, совокупный размер скрытой безработицы в России составлял во второй половине 90-х годов около 12 млн. человек. Правда следует сказать, что понятие скрытая безработица, в отличие от неполной занятости, представляет собой некоторую абстракцию (скрытого безработного - практически невозможно персоницифировать) для облегчения анализа сложных процессов, происходящих на рынке труда.

Различие между понятиями скрытой безработицы и потенциала безработицы можно проиллюстрировать следующим образом. Ряд специфических для переходной экономики видов деятельности (например «челночный» бизнес, «теневая» деятельность, связанная с «обналичиванием» денег, многоступенчатым бартером и т. д.) при дальнейшем развитии рыночных отношений обречен на отмирание. Лица, занятые этими видами деятельности, в настоящее время не являются скрытыми безработными, ибо в рамках сложившейся системы их труд экономически эффективен и часто хорошо оплачивается. Тем не менее, при прогнозировании безработицы следует учитывать вероятное выбытие рабочих мест, занимаемых данной категорией лиц[4].

В 2004-2007гг. намечается тенденция государственного регулирования скрытой безработицы (например в различной торговле) посредством регистрации участников этого процесса. Опыт государственного регулирования социально-экономических процессов свидетельствует о том, что применение мер административного характера (запрещение совместительства, ограничение совокупного дохода граждан, прогрессивное налогообложение и т.д.) без устранения экономических причин того или иного явления приводит к злоупотреблениям, а в случае со вторичной занятостью может привести к превращению ее в скрытую занятость.

Разграничение понятий скрытой безработицы и потенциала безработицы позволяет определить область их применения при оценке сложившейся экономической ситуации и при разработке экономической политики.

Так как скрытые безработные являются одной из социально неблагополучных групп общества, проблемы которой нельзя оставлять без внимания, то важное значение не только с теоретической, но и с практической точек зрения приобретает оценка масштабов скрытой безработицы. Однако в настоящее время не существует устоявшейся методики подсчета уровня скрытой безработицы. В отличие от открытой безработицы, уровень которой определяется органами государственной статистики и государственными службами занятости, количественные оценки скрытой безработицы носят неофициальный характер и выполняются исследователями на основе различных методик, которые, опираясь на некоторые косвенные данные, позволяют судить о величине этого вида безработицы.

Иногда вместо скрытой безработицы предпочитают говорить об избыточной занятости. Данный термин, широко используемый в экономической литературе, по существу совпадает с понятиями невидимая неполная занятость и скрытая безработица. Чаще всего избыточную занятость выводят из разности между фактической и «нормальной» численностями занятых. Последнюю определяют на основе «нормальных» уровней объемов производства и производительности труда.

В свою очередь, понятию скрытая безработица родственна категория невидимой неполной занятости, которая отражает «неправильное распределение трудовых ресурсов и глубокий дисбаланс между трудом и другими факторами производства». Для измерения невидимой неполной занятости можно использовать три критерия:

· доход работников;

· квалификация рабочей силы;

· производительность труда.

Ненормально низкие доходы занятых и (или) производительность их труда, а также недоиспользование их квалификации являются возможными симптомами наличия невидимой неполной занятости. Неполная занятость является важной причиной, вынуждающей людей искать новую работу. Величина неполной занятости зависит от многих факторов и может значительно и быстро меняться: на протяжении 1999 года доля работающих в режиме неполной занятости (включая находящихся в административных отпусках) заметно снизилась (декабрь 1998 т. – 37,1% обратившихся, имеющих занятость, июнь 1999 г. – 25,2%, сентябрь – 13,9%).(См.: Центры по экспресс – обслуживанию населения: Структура обращений, мотивы поисков работы: мониторинг социально-экономической ситуации и состояний рынка труда Санкт-Петербурга. СПб., 1999, с.53).

Специфические возможности, связанные с особенностями российских условий и традиций позволяют сознательно использовать некоторые стихийные формы приспособления к обострению проблемы занятости. Замещение открытой безработицы скрытой, неполной занятостью, будучи контролируемой и планомерно направляемой, способно на время стать одним из эффективных средств, облегчающих острые фазы кризиса занятости. На предприятиях, имеющих отчетливую перспективу вхождения в рынок, где сокращение рабочих мест носит временный характер, предпочтительность неполной занятости обусловлена не только социально, но и экономически. Неполная занятость в таких случаях позволяет сохранить квалифицированный коллектив. Более того, не исключено, что здесь в качестве средства сокращения издержек можно применять даже не принудительные неоплаченные отпуска, а временное снижение реальной зарплаты.

Управляемая неполная занятость в качестве переходной меры может быть полезна и на некоторых предприятиях ВПК или тяжелой промышленности, у которых нет четкой перспективы в обозримом будущем. Во многих случаях, особенно когда речь идет о монопрофильных поселениях, городах-заводах, где трудно найти другое занятие, да и вообще в громадных центрах занятости, лучше не выбрасывать на улицу тысячи и десятки тысяч людей одномоментно, но так сказать, растягивать процесс во времени, сохраняя на определенный период ограниченную и даже фиктивную занятость. При таком подходе, когда работники продолжают какое-то время получать часть зарплаты даже при остановленном (полностью или частично) производстве, экономически неэффективное использование сырья и энергии прекращается немедленно. А это имеет большое значение, т. к. инфляция создала во многих отраслях ситуацию, при которой именно подобные затраты составляют подавляющую часть издержек производства. Остается, главным образом, зарплата, на долю которой в промышленности, например, приходилось в 1992-1993 гг. только 11-12% всех затрат (См.: Статистический пресс – бюллетень, 1993. № 11, с.76). Так что связанные с ней расходы не будут слишком сильно превышать затраты на пособия по безработице. Что же касается социальных и психологических последствий, предпочтительность частичной занятости пособию по безработице вряд ли может вызывать сомнение. К тому же на протяжении одного-двух лет подобного «выживания) предприятий, не имеющих перспективы, стоит попытаться заменить их полную ликвидацию частичным внутренним «перерождением». Для этого следует поощрять открытие на подлежащих ликвидации заводах, непрофильных цехов и участков, которые со временем смогут стать самостоятельными конкурентоспособными предприятиями, унаследовавшими (хотя бы частично) имеющуюся квалифицированную рабочую силу, технику и технологию.

Наконец, система частичной занятости, неполной рабочей недели и дополнительных отпусков может хорошо совмещаться с развитием общественных работ, которые везде в мире составляют часть мер по смягчению безработицы, когда она достигает крупнейших масштабов. С учетом наших традиций и привычек многим тысячам работников будет гораздо легче принять общественные работы не в прямой форме, когда они выступают как чрезвычайная помощь, а в косвенном виде. В этом случае рабочие не будут увольняться, но будут, как и раньше, «посылаться» на временные работы в сельском хозяйстве (разумеется, там, где это дает эффект), на строительство дорог и других объектов инфраструктуры, на вахтовую работу в отдаленные местности и т. п.

В целом эти и многие другие формы гибкой занятости могут стать немаловажным условием, облегчающим адаптацию населения к новым условиям рынка труда.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. Какие существуют потенциальные причины безработицы в планово-административной экономике?

2. Каковы различия между понятиями скрытой безработицы и потенциала безработицы?

3. Почему важна оценка масштабов скрытой безработицы?

4. Как определяют величину избыточной занятости?

5. Что понимают под невидимой неполной занятостью?

6. Каковы российские особенности неполной занятости?

7. Положительные и отрицательные стороны неполной занятости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: