Состав участников общественных работ за 2003 и 2004 гг

№ п/п Категории граждан Год Всего Человек % к 01 по гр. 3 в т. ч. женщин % гр. 5 к гр. 3
    2*        
  Участвовало в общественных работах за отчётный период, всего (01=02+03+04) 2004 2003 3155 3344 100 100 2247 2323 71 69
  в том числе:          
  Граждане, не имевшие статуса безработного 2004 2003 1063 1428 34 43 614 757 58 53
  Граждане, имеющие статус безработного и получающие пособие по безработице 2004 2003 1722 1715 55 51 1372 1415 80 43
  Граждане, имеющие статус безработного и не получающие пособие по безработице 2004 2003 370 201 12 6 261 151 71 75
  Из строки 01:          
  Молодёжь в возрасте 16-29 лет 2004 2003 1264 1416 40 42 754 766 60 54
  Граждане предпенсионного возраста 2004 2003 349 310 11 9 295 284 85 92
  Граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе 2004 2003 331 213 10 6 298 174 90 82
  Граждане, впервые ищущие работу, не имеющие профессии 2004 2003 698 745 22 22 405 374 58 50
  Граждане, отказавшиеся повысить квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после 12-месячного периода безработицы 2004 2003 0 3 0 0,1 0 3 0 100
  Граждане, имеющие статус безработного, состоящие на учёте свыше 6 месяцев 2004 2003 791 775 25 23 659 174 83 22

Анализ данных по социально-демографическому составу участников общественных работ показывает, что в 2004 году в Санкт-Петербурге обеспечивалось приоритетное направление на общественные работы граждан испытывающих трудности в поиске работы и в первую очередь безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости свыше 6 месяцев - 25 % (относительный рост на 2 % по сравнению с 2003 годом), а также безработных граждан, не получающих пособия по безработице - 12 % (относительный рост на 6 % по сравнению с 2003 годом). Следует отметить в 2004 году по сравнению с 2003 годом существенное возрастание на 9 % среди участников общественных работ доли безработных граждан относительно граждан, не имеющих статуса безработного.

Общественные работы, финансируемые с привлечением средств из бюджета Санкт-Петербурга, проводятся в городе с 1998 года. Средства городского бюджета, выделяемые на финансирование общественных работ, используются на оплату труда работников, занятых на общественных работах, с учетом начислений на фонд оплаты труда, и затрат на приобретение товарно-материальных ценностей, необходимых для организации и проведения общественных работ, а также на транспортные расходы по доставке работников к месту работы и обратно.

В 2004 году проведение общественных работ осуществлялось в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Организация и развитие общественных работ в Санкт-Петербурге на 2002 - 2004 годы", принятой законом Санкт-Петербурга № 703-87 от 26.09.2001г. В 2004 году из бюджета Санкт-Петербурга на финансирование общественных работ были выделены средства в размере 3800 тыс. руб., что составляет 82 % относительно этого показателя в 2003 году (4622 тыс. руб.). При общих затратах средств из городского и федерального бюджетов на финансирование общественных работ в 2004 году в размере 6337,2 тыс. руб., доля затрат средств из бюджета Санкт-Петербурга в общих затратах составляет 60 %., что на 2 % меньше по сравнению с 2003 годом, когда этот показатель составлял 62 %.

В рамках реализации Программы Комитетом по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга в 2004 году по результатам открытых конкурсных отборов организаций на право выполнения государственного социального заказа было заключено 15 договоров с работодателями на проведение общественных работ и были организованы 243 рабочих места на социально значимых городских объектах.

Среди организаций на производственной базе которых были организованы общественные работы, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, были:

· Фонд возрождения Санкт-Петербурга;

· Фонд социальной защиты населения "Старшее поколение";

· Центр Международного молодежного сотрудничества;

· Муниципальный совет МО Звездное;

· Санкт-Петербургская молодежная общественная организация "Правый берег";

· Региональный общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам "Кедр".

Общественные работы были направлены на: благоустройство и озеленение территории города; уборку и ремонт помещений государственных высших учебных заведений; социальное обслуживание отдельных категорий граждан (инвалидов, ветеранов войны); доставку печатной продукции населению и другие.

Всем работникам на общественных работах, финансируемых из городского бюджета, в 2004 году была установлена заработная плата в размере 1430 рублей в месяц при 6-ти часовом рабочем дне (в 2003 году - 1230 рублей). Работодатели принимали безработных и ищущих работу граждан на работу на срок до 2-х месяцев, по направлениям, выдаваемым центрами занятости населения. На этих общественных работах широко применялся гибкий график их выполнения для того, чтобы обеспечить гражданам дополнительную социальную помощь, возможность посещать ГУЦЗН, заниматься поиском подходящей работы или совмещать свое участие в общественных работах с обучением в учебных заведениях города.

Выделение целевых средств на финансирование общественных работ из бюджетов муниципальных образований в 2004 году не было предусмотрено в связи с отсутствием в необходимой нормативно-правовой базой для принятия органами местного самоуправления Санкт-Петербурга соответствующих решений о разработке и реализации целевых программ организации общественных работ.

Достигнутые показатели по количеству граждан, занятых в мероприятиях Программы, соответствуют расчетным показателям Программы, а также размерам и срокам поступления денежных средств на финансирование этих мероприятий из федерального и городского бюджетов. Организация общественных работ способствовала снижению социальной напряженности на рынке труда путем трудоустройства на оплачиваемые общественные работы граждан, испытывающих затруднения с поиском подходящей работы, наиболее остро нуждающихся в дополнительной материальной поддержке. Всего за 2004 год на общественных работах гражданами было отработано 75822 человеко-дней, в том числе:

· 35 259 человеко-дней с привлечением средств из федерального бюджета;

· 34 791 человеко-день с привлечением средств из бюджета Санкт-Петербурга;

· 772 человеко-дня за счет собственных средств работодателей.

В целях повышения качества государственных услуг, целесообразно учитывать специфику организации общественных работ, требующих от временных работников ответственного выполнения долгосрочных производственных заданий с оптимальным сроком выполнения не менее 2-х месяцев на рабочих местах, организованных в учреждениях и организациях, испытывающих нехватку постоянных работников. По мнению специалистов службы занятости в Санкт-Петербурге отсутствует реальная потребность в привлечении безработных граждан на краткосрочные (временные и сезонные) виды работ, практикуемые в сельскохозяйственных районах Российской Федерации. Соотношение контрольного показателя по количеству участников общественных работ и сумма лимита бюджетных обязательств для Санкт-Петербурга и других крупных городов должно учитывать обеспечение 2-х месячного периода участия безработных граждан в организуемых общественных работах.

Организация и проведение общественных работ[36] — явление, широко распространенное в странах с рыночной экономикой. Общественные работы имеют давнюю историю: условно к общественным работам можно отнести общественно полезные работы, которые проводились в Римской империи специально для решения проблем бедности римского плебса. Но наиболее известный факт в истории, связанный с общественными работами, это, безусловно, общенациональная программа общественных работ как одно из мероприятий, позволившее вывести экономику США из кризиса и спасти страну от социальных потрясений в период «Великой депрессии». Более поздний пример - Германия, которая после объединения благодаря общественным работам смогла занять в восточных землях сотни тысяч безработных.

Зарубежная практика организации общественных работ свидетельствует, что рационально использовать институт общественных работ циклически. Это означает, что в период относительно устойчивого экономического развития общественные работы производятся только в самых необходимых объемах. Однако в периоды экономических кризисов (а именно в данной фазе экономического цикла находятся отечественная экономика) они наиболее эффективны и становятся одним из основных инструментов активной политики занятости на региональных рынках труда.

Аналогичные подходы к организации общественных работ существуют и в России. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ, среди которых можно выделить два их типа:

· трудоемкие работы, направленные на мобилизацию излишней рабочей силы для создания и поддержания в порядке городского и коммунального хозяйства (строительство и ремонт дорог, благоустройство населенных пунктов и т. д.);

· работы по обслуживанию социальной сферы (уход и оказание иных услуг престарелым гражданам и инвалидам, уход за детьми, различного рода работы по обслуживанию учреждений социальной сферы — больниц, детских учреждений, интернатов для престарелых граждан и т. п.).

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Для безработных целесообразность участия в общественных работах заключается в одновременном получении заработной платы и пособия по безработице[37]; сохранении мотивации к труду у граждан, имеющих длительный перерыв в профессиональной деятельности; приобщении к трудовой деятельности граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а в ряде случаев в потенциальной возможности трудоустройства посредством общественных работ на постоянную работу.

Общественные работы являются привлекательными и для части работодателей так как:

· позволяют работодателю более оперативно стабилизировать производственный цикл за счет привлечения в рамках общественных работ недостающие трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для сохранения на прежнем уровне или увеличения объемов работ, получивших статус «общественных»;

· участие в проектах общественных работ позволяет работодателю экономить на издержках вследствие более низкой оплаты труда на общественных работах.

Вовлечение в рамках проведения общественных работ дополнительных трудовых ресурсов в хозяйственный оборот позволяет увеличить объемы производства, развивать социальную инфраструктуру территории и тем самым обеспечивает социальный мир и спокойствие.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. Какие принципы работы службы занятости заложены в подходы к профессиональному обучению безработных?

2. Что служит основанием для направления безработных граждан на профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональную переподготовку?

3. Кто имеет право пройти профессиональную подготовку в приоритетном порядке?

4. В чем особенности профессиональной переориентации взрослого населения?

5. Какие работы называются «общественными»?

6. На какие типы можно разделить общественные работы?

7. В чем целесообразность участия в общественных работах для граждан?

8. В чем целесообразность проведения общественных работ для работодателя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: