Философским учением о ценностях является аксиология. Одним из первых ее проблематику затронул Сократ вопросом, что есть благо, справедливость? Понятие ценностей долгое время не получало определения, хотя во все эпохи многие философы фактически о них рассуждали, но в связи с моральными вопросами. Впервые в специальном смысле понятие ценности определил И.Кант:
· значимость чего-либо для личности;
· требования, обращенные к человеческой воле;
· цели, стоящие перед человеком.
Г.Гегель впервые осуществил разделение ценности на духовные и материальные (экономические, утилитарные). В XIX-XX веках в аксиологии сложилось несколько основных концепций ценностей.
КОНЦЕПЦИЯ | СТОРОННИКИ | ИСТОЧНИК ЦЕННОСТЕЙ | ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ |
Натуралистический психологизм | Д.Дьюи | Биологические и психологические потребности | Ценности – это специфические факты наблюдаемой предметной реальности, позволяющие удовлетворить потребности людей |
Аксиологический трансцендентализм | В.Виндельбанд, Г.Риккерт | Духовные потребности человека | Ценности – это не предметная реальность, а бытие, образованное идеальными сущностями, соотносимыми с «чистым нормативным сознанием» |
Персоналистический онтологизм | М.Шелер | Бог как абсолютный идеал | Ценности – это онтологический фундамент личности, гарантированный Богом. Тип личности определяется присущей ей иерархией ценностей |
Социологизм | М.Вебер | Социальная деятельность людей | Ценности – это нормы, значимые для субъекта, регулирующие социальные действия и придающие обществу единство |
Марксизм | К.Маркс, Ф.Энгельс | Материальные потребности людей | Ценности – это нормы, имеющие социально-историческую и классовую обусловленность, условие социально-преобразующей деятельности |
Ценности – это явления и факты материальной и духовной действительности, имеющие личностную, культурную и социальную значимость.
Понятие ценностей трактуется в контексте понятий «сущее» и «должное»:
· сущее – это то, что есть на данный момент в поведении человека;
· должное – это то, как должно быть в соответствии с идеалом.
Ценности обозначают должное, могут реализовываться в разных формах:
· идеал – абсолютно должное, выше которого нет и быть не может;
· социальная норма – исторически обусловленное требование, предъявляемое к деятельности и поведению людей в обществе; социальные нормы подразделяются на моральные и правовые нормы.
Ценности имеют социальный характер, вырабатываются и усваиваются в обществе в процессе социализации личности и представляют собой одновременно ориентир (ценности-идеалы) и регулятор (ценности-нормы) человеческих поступков. Наличие системы ценностей – это показатель зрелости личности.
Типология ценностей:
Во-первых, в зависимости от сфер общества выделяются экономические, политические, культурные, правовые ценности;
Во-вторых, по способу существования – материальные и духовные;
В-третьих, духовные подразделяются на научные, религиозные, эстетические, моральные, философские ценности;
В-четвертых, по отношению к деятельности людей:
· ценности-цели и ценности-средства;
· предметные ценности, удовлетворяющие определенные потребности людей, и субъективные ценности (нормы, установки общения и поведения).
В-пятых, ценности отдельной личности делятся на три группы:
· витальные – здоровье, семья, секс, дети;
· прагматические – материальный достаток, социальный статус, карьера;
· духовные – любовь, добро, истина, красота и др.
В-шестых, по уровню ценности подразделяются на личностные – социальной группы – этнические – локальных цивилизаций – общечеловеческие;
В-седьмых, по отношению к природе в настоящее время в качестве самостоятельной группы выделяют экологические ценности.
Тема 7. Общество