Источники естественно-исторического характера:
антропологические, геологические, палеоклиматические, географические, остеология (кости), палеозоология, палеоботаника.
Трудности: материал часто фрагментарен (напр., кости - десятки тысяч мелких осколков).
Исторические источники:
археологические, этнологические (этнографические), лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).
Все источники требуют комплексного изучения. Они позволяют реконструировать разные стороны жизнедеятельности первобытного общества, материальную, духовную и социальную сторону вопроса.
Естественно-научные данные являются основой для изучения антропогенеза, условий жизни, установления хронология этапов развития ПО.
Археология - важнейший источник периодизации и хронологии первобытного общества, истории его материальной и духовной культуры, реконструкции комплексов культуры (но не СОЦИАЛЬНОЙ!!!)
Этнографические источники — свидетельства о культуре человека современного вида на разных ступенях исторического и культурного развития. Так называемые «культурно-отсталые народы» и значение их изучения для реконструкции жизнедеятельности первобытного общества.
Историография первобытной истории
Костяная скульптура палеолита (Дольни-Вестониц – Венера европеоидная, Мальта – Венера монголоидная - первые сведения о внешних особенностях.
Письменные наблюдения египтян над другими народами (гиксосами, нубийцами etc)- начало этнографии. Греки и римляне – деление на «своих»/чужих – варвары. Особенность – взгляд сверху вниз, как на дикаря. Геродот – о скифах, сарматах, народах Ср.Азии, Ксенофонта – о малоазиатских народах, Страбон – о народах Юж.Европы и Кавказа, Цезарь и Тацит – о германцах. Еще не понимали, что сами когда-то проходили эту фазу развития.
Демокрит (создатель атомистики) – представление о «зверином прошлом» человечества (типа предтеча эволюционной теории). Тит Лукреций Кар («О природе вещей») – не обладая набором фактов, догадался о многих особенностях жизни первобытных людей (в т.ч. арх.периодизация от камня к меди).