Все до сих пор рассмотренные виды смеха были прямо
или косвенно связаны с какими-то действительными или
мнимыми большими или малыми недостатками тех, кто вы-
зывал смех. Но есть и другие виды смеха, которые, выража-
ясь философским языком, внеположны по отношению к ка-
ким бы то ни было недостаткам людей, т. е. не имеют к
ним никакого отношения. Эти виды смеха не вызваны ко-
мизмом и не связаны с ним. Они представляют собой про-
блему скорее психологического, чем эстетического порядка.
Они могут стать предметом смеха или насмешки, но сами
никакой насмешки не содержат. Так как они прямо не свя-
заны с проблемой комизма, они могут быть рассмотрены
очень коротко, Это прежде всего смех радостный, иногда
совершенно беспричинный, или возникающий по любым
самым ничтожным поводам, смех жизнеутверждающий и
веселый. «Смех без причины - лучший смех на свете»,-
говорит Тургенев в повести «Ася». Чехов пишет Суворину;
приехала «известная Вам Наташа Линтварева, привезшая с
юга жизненную радость и хороший смех».
Первая улыбка ребенка радует не только мать, но и всех
окружающих. Подросши, ребенок радостно смеется всяко-
му яркому и приятному для него проявлению жизни, будь
161
о новогодняя елка, или новая игрушка, или попавшие на
него брызги дождя, Есть люди, которые эту способность
смеха сохраняют на всю жизнь. Таким смехом смеются лю-
ди, от рождения веселые и жизнерадостные, добрые, распо-
ложенные к юмору. Доказывать желательность и всяческую
пользу, в том числе общественную, такого вида здорового
смеха - значит ломиться в открытые ворота. К области эс-
тетики такой вид смеха относится лишь постольку, посколь-
ку он может быть изображен в искусстве.
Есть эстетики, которые делят смех н а субъективный и объ-
ективный. Границы здесь провести очень трудно. Но если
это деление правильно, любой вид простого радостного сме-
ха может быть отнесен к смеху субъективному. Это не зна-
чит, что для такого смеха нет объективных причин. Но эти
причины - часто только поводы. Кант называет этот смех
«игрой жизненных сил». Такой смех вытесняет всяческие
отрицательные переживания, делает их невозможными. Он
тушит гнев, досаду, побеждает хмурость, поднимает жиз-
ненные силы, желание жить и принимать в жизни участие.
Все это достаточно ясно и не требует особых доказательств.