Глава 23. Жизнерадостный смех

Все до сих пор рассмотренные виды смеха были прямо

или косвенно связаны с какими-то действительными или

мнимыми большими или малыми недостатками тех, кто вы-

зывал смех. Но есть и другие виды смеха, которые, выража-

ясь философским языком, внеположны по отношению к ка-

ким бы то ни было недостаткам людей, т. е. не имеют к

ним никакого отношения. Эти виды смеха не вызваны ко-

мизмом и не связаны с ним. Они представляют собой про-

блему скорее психологического, чем эстетического порядка.

Они могут стать предметом смеха или насмешки, но сами

никакой насмешки не содержат. Так как они прямо не свя-

заны с проблемой комизма, они могут быть рассмотрены

очень коротко, Это прежде всего смех радостный, иногда

совершенно беспричинный, или возникающий по любым

самым ничтожным поводам, смех жизнеутверждающий и

веселый. «Смех без причины - лучший смех на свете»,-

говорит Тургенев в повести «Ася». Чехов пишет Суворину;

приехала «известная Вам Наташа Линтварева, привезшая с

юга жизненную радость и хороший смех».

Первая улыбка ребенка радует не только мать, но и всех

окружающих. Подросши, ребенок радостно смеется всяко-

му яркому и приятному для него проявлению жизни, будь

161
о новогодняя елка, или новая игрушка, или попавшие на

него брызги дождя, Есть люди, которые эту способность

смеха сохраняют на всю жизнь. Таким смехом смеются лю-

ди, от рождения веселые и жизнерадостные, добрые, распо-

ложенные к юмору. Доказывать желательность и всяческую

пользу, в том числе общественную, такого вида здорового

смеха - значит ломиться в открытые ворота. К области эс-

тетики такой вид смеха относится лишь постольку, посколь-

ку он может быть изображен в искусстве.

Есть эстетики, которые делят смех н а субъективный и объ-

ективный. Границы здесь провести очень трудно. Но если

это деление правильно, любой вид простого радостного сме-

ха может быть отнесен к смеху субъективному. Это не зна-

чит, что для такого смеха нет объективных причин. Но эти

причины - часто только поводы. Кант называет этот смех

«игрой жизненных сил». Такой смех вытесняет всяческие

отрицательные переживания, делает их невозможными. Он

тушит гнев, досаду, побеждает хмурость, поднимает жиз-

ненные силы, желание жить и принимать в жизни участие.

Все это достаточно ясно и не требует особых доказательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: