Глава 24. Обрядовый смех

Что смех поднимает жизненные силы и жизнеспособ-

ность, замечено уже очень давно. На заре человеческой

культуры смех входил как обязательный момент в состав

некоторых обрядов.

На взгляд современного человека нарочитый, искусствен-

ный смех есть смех фальшивый и вызывает в нас осужде-

162

ние, Но так смотрели не всегда. Смех в некоторых случаях

был обязателен так же, как в других случаях обязательным

был плач, независимо от того, испытывал человек горе или

нет. Подробное изучение этого вида смеха не может вхо-

дить в нашу задачу, тем более что он уже изучен". Мы изу-

чаем материалы Х!Х - ХХ вв. Но для того чтобы понять не-

которые из этих материалов, необходимы экскурсии в про-

шлое.

Некогда смеху приписывалась способность не только по-

вышать жизненные силы, но и пробуждать их. Смеху при-

писывалась способность вызывать жизнь в самом букваль-

ном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека,

так и жизни растительной природы. Очень интересен в

этом отношении древнегреческий миф о Деметре и Персе-

фоне. Деметра - богиня плодородия. Аид, бог подземного

царства, похищает у нее дочь Персефону, Богиня отправля-

ется ее искать, но не может найти. Она погружается в свое

горе и перестает смеяться. От горя богини плодородия на

земле прекращается произрастание трав и злаков. Тогда

служанка Ямба совершает непристойный жест и тем застав-

ляет богиню смеяться. Со смехом богини природа вновь

оживает, на землю возвращается весна. Это один из эпизо-

дов мифа.

Есть множество свидетельств о том, что человеческое

мышление никогда не делало различий между плодородием

земли и плодовитостью живых существ. Земля в античности

воспринималась как женский организм, а урожай - как

разрешение от бремени. Фаллические процессии античности

возбуждали всеобщий смех и веселье, и этот смех и все, что

с ним связано и чем он вызван, должно было воздействовать

на урожай. Есть теоретики и историки литературы, которые

к таким процессиям возводят происхождение комедии.

11 См.: В, Я. Пропп. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о

Несмеяне), - «ученые записки ЛГУ». 1939, № 46 (здесь же литература

вопроса), См. также: В. Я. Пропп. Русские аграрные праздники (гл. VI-

«Смерть и смех», с. 68 - 105).

163

Концепции о жизнедательной силе смеха прослеживаются

не только в античности, но и в других ранних представле-

ниях, относящихся к родовому строю, Древние якуты по-

клонялись богине родов Ийехсит. Эта богиня навещает ро-

жениц и помогает им тем, что во время родов сильно сме-

ется. Смех у некоторых народов когда-то был обязательным

во время обряда посвящения при наступлении половой зре-

лости, сопровождая момент символического нового рожде-

ния посвящаемого. Смех способствовал воскрешению из

мертвых. В средние века был распространен так называе-

мый пасхальный смех: на пасху в католических странах во

время церковной службы священник смешил прихожан не-

пристойными шутками, чтобы вызвать у них смех. Религия

умирающего и воскресающего божества в своих основах

есть религия земледельческая: воскресение божества знаме-

нует воскресение к новой жизни всей природы после зим-

него сна. Воскресению природы способствуют разгульные

праздники, во время которых допускаются всяческие воль-

ности,

В сказочном фольклоре поэтическим отголоском этих

представлений служит обряд царевны, от улыбки которой

расцветают цветы. То,.что сейчас - поэтическая метафора,

было некогда предметом веры: улыбка богини земледелия

возвращает умершую землю к новой жизни. Апрельские

шутки, которые должны вызвать смех, производящиеся

только в апреле, весной, когда расцветает вся природа, до-

жили до сегодняшнего дня. Это последнее звено некогда

имевшей место широкой обрядности, связанной со смехом.

Этих немногих материалов достаточно, чтобы подвести к

объяснению некоторых, еще не рассмотренных, видов сме-

ха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: