Что смех поднимает жизненные силы и жизнеспособ-
ность, замечено уже очень давно. На заре человеческой
культуры смех входил как обязательный момент в состав
некоторых обрядов.
На взгляд современного человека нарочитый, искусствен-
ный смех есть смех фальшивый и вызывает в нас осужде-
162
ние, Но так смотрели не всегда. Смех в некоторых случаях
был обязателен так же, как в других случаях обязательным
был плач, независимо от того, испытывал человек горе или
нет. Подробное изучение этого вида смеха не может вхо-
дить в нашу задачу, тем более что он уже изучен". Мы изу-
чаем материалы Х!Х - ХХ вв. Но для того чтобы понять не-
которые из этих материалов, необходимы экскурсии в про-
шлое.
Некогда смеху приписывалась способность не только по-
вышать жизненные силы, но и пробуждать их. Смеху при-
писывалась способность вызывать жизнь в самом букваль-
ном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека,
так и жизни растительной природы. Очень интересен в
этом отношении древнегреческий миф о Деметре и Персе-
фоне. Деметра - богиня плодородия. Аид, бог подземного
царства, похищает у нее дочь Персефону, Богиня отправля-
ется ее искать, но не может найти. Она погружается в свое
горе и перестает смеяться. От горя богини плодородия на
земле прекращается произрастание трав и злаков. Тогда
служанка Ямба совершает непристойный жест и тем застав-
ляет богиню смеяться. Со смехом богини природа вновь
оживает, на землю возвращается весна. Это один из эпизо-
дов мифа.
Есть множество свидетельств о том, что человеческое
мышление никогда не делало различий между плодородием
земли и плодовитостью живых существ. Земля в античности
воспринималась как женский организм, а урожай - как
разрешение от бремени. Фаллические процессии античности
возбуждали всеобщий смех и веселье, и этот смех и все, что
с ним связано и чем он вызван, должно было воздействовать
на урожай. Есть теоретики и историки литературы, которые
к таким процессиям возводят происхождение комедии.
11 См.: В, Я. Пропп. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о
Несмеяне), - «ученые записки ЛГУ». 1939, № 46 (здесь же литература
вопроса), См. также: В. Я. Пропп. Русские аграрные праздники (гл. VI-
«Смерть и смех», с. 68 - 105).
163
Концепции о жизнедательной силе смеха прослеживаются
не только в античности, но и в других ранних представле-
ниях, относящихся к родовому строю, Древние якуты по-
клонялись богине родов Ийехсит. Эта богиня навещает ро-
жениц и помогает им тем, что во время родов сильно сме-
ется. Смех у некоторых народов когда-то был обязательным
во время обряда посвящения при наступлении половой зре-
лости, сопровождая момент символического нового рожде-
ния посвящаемого. Смех способствовал воскрешению из
мертвых. В средние века был распространен так называе-
мый пасхальный смех: на пасху в католических странах во
время церковной службы священник смешил прихожан не-
пристойными шутками, чтобы вызвать у них смех. Религия
умирающего и воскресающего божества в своих основах
есть религия земледельческая: воскресение божества знаме-
нует воскресение к новой жизни всей природы после зим-
него сна. Воскресению природы способствуют разгульные
праздники, во время которых допускаются всяческие воль-
ности,
В сказочном фольклоре поэтическим отголоском этих
представлений служит обряд царевны, от улыбки которой
расцветают цветы. То,.что сейчас - поэтическая метафора,
было некогда предметом веры: улыбка богини земледелия
возвращает умершую землю к новой жизни. Апрельские
шутки, которые должны вызвать смех, производящиеся
только в апреле, весной, когда расцветает вся природа, до-
жили до сегодняшнего дня. Это последнее звено некогда
имевшей место широкой обрядности, связанной со смехом.
Этих немногих материалов достаточно, чтобы подвести к
объяснению некоторых, еще не рассмотренных, видов сме-
ха.