История ее кровавых деяний скорее напоминает современные криминальные хроники. Салтыкова Дарья Николаевна, в девичестве Иванова, была третьей дочерью мелкопоместного дворянина. Удачно вышла замуж за преуспевающего ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, родила ему двоих сыновей, овдовела в 26 лет. Со смертью мужа стала единоличной хозяйкой тысяч душ крепостных крестьян и огромных имений, которые находились на юго-западной окраине Москвы. Постоянно барыня проживала на Сретенке, а отдыхать любила в поместье Троицком. Именно здесь разыгрывались основные акты трагедии. Поначалу по окрестным деревням поползли слухи о лютой помещице, которая собственноручно забивает до смерти своих крепостных, люди шептались о подробностях: бабы крестились, мужики крякали от удивления — о таких зверствах они еще не слыхивали. Потом мимо потянулись телеги с подозрительным, едва прикрытым рогожей грузом. Случайно сползшая рогожа однажды открыла жуткий обезображенный труп — обваренная кожа, струпья вместо волос, колотые и резаные раны. Утечка информации шла и из тайных сыскных контор. Сюда проникали смельчаки, вырвавшиеся из Салтычихиного ада, с них брали показания и... отправляли назад, под надзор помещицы. Чиновники полицейской канцелярии,
|
|
развращенные взятками Салтычихи, предпочитали молчать, а по Москве уже ползли слухи о помещице-маньячке.
Разоблачение Салтычихи началось с воцарением Екатерины II. Убийцу подвела крайняя невежественность (она не умела ни читать, ни писать) и смекалистость двух крепостных, которые бежали в столицу и подали императрице жалобу на злодейку. Просвещенная государыня, воспитанная на произведениях Вольтера и Руссо, понимала, какой непоправимый урон имиджу страны могут нанести подобные акты вандализма. 17 мая 1764 г. на Д.Н. Салтыкову было наконец-то заведено уголовное дело. Два чиновника, отправившиеся на места преступлений — на Сретенку и в Троицкое, — трудились около года, опрашивая сотни свидетелей. Местные крестьяне, запуганные чудовищем, соседи и знакомые предпочитали молчать, однако нашлись люди, рассказавшие всю правду. Открывшаяся следствию картина леденила кровь количеством убитых и бесчеловечной жестокостью. Нередко садистка прибегала к особо изощренным зверствам, как-то: привязывала девку голой на морозе, морила ее сутками голодом, обваривала лицо кипятком. Так, убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха в экстатическом порыве схватила свечу и поднесла пламя к волосам девушки. А крестьянку Петрову загоняли палкой в пруд и заставляли стоять по горло в воде по нескольку часов, хотя на дво-
|
|
8 Употреблялисьтакже понятия «сельские сословия», «городские сословия», «военные сословия»
усугублялась грубым администрированием: нижним чинам и собакам нельзя было ходить в парки, гимназистам — в кондитерские, гвардейским офицерам — сидеть в театре дальше пятого ряда партера. Каждое сословие имело свой суд. Самым страшным наказанием было изгнание из сословия. Из крестьянской общины изгоняли (с поркой) за воровство (конокрадство), прелюбодеяние («порчу девок») и «дурной взгляд», из купеческого — за обман в торговле, из духовного — за беспробудное пьянство («попы-растриги»), из военного — за шулерство над крепостными9.
В феодальной России гражданский закон стоял на втором месте по сравнению с сословными порядками. Дворянству позволялось все или очень многое. Представителя низшего сословия можно было не только безнаказанно унизить, но и убить. Особенно это касалось положения крепостных крестьян. Наиболее яркий пример — дело Салтычихи.
Феодализм, по определению, есть система, в которой суверен предоставляет право пользоваться землей как бы в аренду, в обмен на воинскую службу. Иными словами, это такое устройство, где иерархия владельческих земельных отношений параллельна иерархии воинских отношений10. По точному замечанию Ф. Броделя, феодализм заключался в параллельности структур военной власти и земельного владения. Земля считалась принадлежащей сюзерену, который наделял ею своих военных вождей; они, в свою
ре был ноябрь. Все эти зверства оправдывались лишь недобросовестным мытьем пола в хозяйских апартаментах. Била Салтычиха ногами в живот беременных женщин. Раскаленными щипцами она вырывала у своих жертв уши, лила им горячую воду на лицо.
Всего помещица Подольского уезда Московской губернии замучила более 100 крепостных. Екатерина II не жалела ни сил, ни денег, чтобы разоблачить убийцу и ее пособников-мздоимцев. Екатерина приказала лишить всех званий, имущества и отправить в ссылку всех мздоимцев и взяточников, покрывавших убийцу. Подельники
Салтычихи были приговорены к публичной порке и последующей каторге. Шесть лет длилось следствие по делу Салтычихи. Указом Екатерины от 12 июня 1768 г. ее не только лишили дворянского сословия, материнских прав, всего имущества, но и постановили впредь именовать «сие чудовище мущиною». Перед государыней стояла непростая проблема. С одной стороны, помещица Салтыкова принадлежала к весьма уважаемому дворянскому роду, и прецедент наказания отпрыска аристократических кровей мог вызвать недовольство в некоторых кругах. С другой — царица хотела превратить суд над преступницей в показательный политический процесс, который призван был всему миру продемонстрировать намерение императрицы создать новое правовое государство. Виновной была назначена гражданская казнь на Красной площади. Салтычиху привезли на площадь и приковали цепями к позорному столбу, повесив ей на грудь табличку со словами: «Мучительница и душегубица». После чего она была пожизненно заточена в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря. Выводили узницу только раз в сутки, чтобы она послушала издалека колокольный звон и посмотрела церковь. Тридцать три года просидела Салтычиха в яме и умерла дряхлой старухой.
Сокращено и адаптировано по источнику: Энциклопедия — 100Top.ru.
9 Словарь исторических терминов. — http://www.historymill.com.
10 Strayer Joseph R. Feudalism in Western Europe // Feudalism in History. Princeton: Princeton UniversityPress, 1966. P. 16.
очередь, раздавали часть этой земли или всю землю в наделы своим подчиненным, также в обмен на верность и службу. На Востоке тот же метод использования земли для материальной поддержки солдат ограничивался предоставлением пожизненных наделов. Наделы не переходили к наследникам и по смерти каждого воина его земля перераспределялась среди преемников по службе. На Западе и в Японии земельный надел оставался в семье, так же как и обязательство нести военную службу".
С развитием капиталистических отношений деление на сословия разрушилось, но сословные пережитки оставались.