Обнаружена пятая цивилизация

Российские археологи обнаружили в пустыне Саракумы следы древнейшей письменности. Сенсационная находка подтверждает, что тер-)итория древнего Туркменистана была пятым)чагом мировой цивилизации, наряду с Месо-ютамией, Египтом, Китаем и Индией. Сак передает РИА «Новости», каменная цилин-фическая печать с клинописной надписью, да-ируемая II тысячелетием до н.э. найдена меж-1ународной археологической экспедицией во лаве с российским ученым В. Сарианиди. Пе-1ать обнаружена в одном из погребений эпохи

бронзы в некрополе Гонур-Депе, который рас­положен в центре пустыни Каракумы. По словам профессора Сарианиди, «письмена. подобные обнаруженным на печати, встреча­лись археологам только в древнем Вавилоне (Месопотамии), но их еще не находили в Турк­мении и на территории других государств реги­она». По его мнению, открытие не оставляет сомнений в том, что территория древней Турк­мении являлась одной из колыбелей мировой цивилизации.

Источник: MIGnews.com // http://www.ancient holm.ru.

н Культура: теории и проблемы. С. 50. 9 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 241.

" Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV1II вв. Т. I: Структурь повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 116.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о циви­лизации как вершине технических достижений человечества, связанных с по­корением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека.

Пожалуй, большинство людей согласится, что культура становится циви­лизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная техно­логия и политическая система. Дописьменные культуры не обладают этими чертами. Но главное — у них нет письменности. Важность данного фактора следует из самого названия культур, которые не являются цивилизациями, — дописьменные.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Воз­никновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными измене­ниями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность тру­да и размеры прибавочного продукта. Последнее дало скачок развитию торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными груп­пами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей всю структуру экономичес­кой жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торгов­ца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.

Считается, что возникновением письменного языка мы обязаны бизне­су. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продук­тов труда, регистрирования тех, кто их привез, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, а в конечном итоге — ведение деловой документа­ции привело к возникновению письменности. Бизнес превратился в важней­шего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокуп­ность не только духовных, но и материальных, научно-технических дости­жений человечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие систе­мы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей че­ловеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.

Нередко ученые применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие надопись-менной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А историки го­ворят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письмен­ности. Тем не менее ученые согласны в одном: первобытное общество нельзя относить к цивилизации. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человечества. Отсюда следует, во-первых, что общество возник­ло раньше, а цивилизация позже, во-вторых, что понятия «цивилизация» и «культура» вопреки распространенному мнению не синонимы. В самом деле, у примитивных обществ Полинезии и Океании, до сих пор ведущих перво­бытный образ жизни, нет письменности, городов и государств, но культура у них есть. Антропологи начала XX в., введшие в социологический оборот понятие «культура», изучали именно такие общества. Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. — несомненные элементы культуры, они уни-

версальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и испот-нения, удельный вес — скорее признаки цивилизации. Следовательно, не только культура — аспект цивилизации, но и цивилизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

Итак, цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и свое­образие культурного развития общества или обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: