Возможно, Спарту можно отнести к закрытому обществу, но считать ее тоталитарной, понимая тоталитаризм в современном смысле слова, каким мы его знаем на примере гитлеровской Германии и сталинской России, по всей видимости, нельзя. Однако Поппер прав в том, что оба типа общества, открытое и закрытое, суть некие исторические универсалии, которые возникли в глубокой древности и продолжают сосуществовать до сих пор. С течением веков два типа общества, сохраняя сущностные характеристики, приобретали новые черты, как-то видоизменялись, трансформировались. На пути к открытому обществу человечество преодолело немало препятствий. Сегодня для большинства европейцев открытое общество символизирует Запад, а закрытое — Восток.
Первоначально Поппер даже задумывал написать книгу под названием «Ложные пророки: Платон, Гегель—Маркс», но затем она превратилась в две самостоятельные работы — «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». В первой он разобрался с тоталитарным мышлением, во второй — с тоталитарным обществом, назвав его закрытым, а с нравственной точки зрения — порочным и антигуманным. По убеждению Поппера, оправданием закрытого общества и тоталитаризма занимались Гераклит, Платон, Аристотель, Гегель, Маркс, Шелер, Мангейм, Уайтхед, Тойнби. Это лишь первый эшелон лжепророков. Поппер указывает и на то, что общество «закрывали» многочисленные иррационалистические течения, а главное — религии, в том числе христианство (почему — непонятно). Двигатель прогресса у Поппера — наука, которая боролась с религией, и открытые общества в прин-
|
|
Врезка