Универсальность архаики

Возможно, Спарту можно отнести к закрытому обществу, но считать ее тоталитарной, понимая тоталитаризм в современном смысле слова, каким мы его знаем на примере гитлеровской Германии и сталинской России, по всей видимости, нельзя. Однако Поппер прав в том, что оба типа общества, от­крытое и закрытое, суть некие исторические универсалии, которые возник­ли в глубокой древности и продолжают сосуществовать до сих пор. С тече­нием веков два типа общества, сохраняя сущностные характеристики, при­обретали новые черты, как-то видоизменялись, трансформировались. На пути к открытому обществу человечество преодолело немало препятствий. Сегодня для большинства европейцев открытое общество символизирует Запад, а закрытое — Восток.

Первоначально Поппер даже задумывал написать книгу под названием «Ложные пророки: Платон, Гегель—Маркс», но затем она превратилась в две самостоятельные работы — «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». В первой он разобрался с тоталитарным мышлением, во второй — с тоталитарным обществом, назвав его закрытым, а с нравственной точки зрения — порочным и антигуманным. По убеждению Поппера, оправдани­ем закрытого общества и тоталитаризма занимались Гераклит, Платон, Ари­стотель, Гегель, Маркс, Шелер, Мангейм, Уайтхед, Тойнби. Это лишь пер­вый эшелон лжепророков. Поппер указывает и на то, что общество «закры­вали» многочисленные иррационалистические течения, а главное — религии, в том числе христианство (почему — непонятно). Двигатель прогресса у Поппера — наука, которая боролась с религией, и открытые общества в прин-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: