Проекция научного метода

В течение 60-летнего творческого пути Поппер защищал идеал «открытой» (для критики и новизны) философии. Две свои книги он озаглавил «Откры­тое общество», «Открытая Вселенная». Сам он тоже стремился следовать это­му идеалу16. Поппер полагал, что разработанные им методы фальсификашю-низма, демаркации теоретического и метафизического, рационального и ир-

13 Поппер К. Указ. соч. С. 221.

14 Цветков А. Карл Поппер и его враги. — http://www.svoboda.org/programs/ad/2002/ad.072302.asp

13 Социальная инженерия — это пошаговое, поэтапное осуществление социальных преобразовании.

Ей противостоит социальное прожектирование, т.е. историцизм, основанный не на фактах и на>ч-

ных теориях, а на гадании и пророчествах. "' Философия науки. Выц.1: Проблемы рациональности. М., 1995. С. 14.

рационального универсальны — в равной степени применимы как к области физических, так и области социальных наук. Общества для него — это орга­низации по решению проблем, поэтому их следует оценивать по способности решать эти проблемы, точно также как мы оцениваем работу любого научно­го сообщества. Пожалуй, он был склонен отождествлять открытое общество с научным или же рационально организованным сообществом.

Идея открытого общества Поппера во многом основывалась на его пред­ставлениях о науке. Открытое общество — это общество, которое «высвобож­дает критические способности человека», в отличие от закрытого или трай­балистского общества «с его подчинением магическим силам». Поппер до­казывал, что главное в науке — не то, как мы приходим к нашим теориям, а то, способны ли они и в какой мере способны вызвать критическое обсуж­дение. Открытое общество способно к публичной критике, закрытое — нет. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государствен­ного устройства, поскольку проявила себя намного лучше, чем ее конкурен­ты: здесь смена лидеров и вождей происходит в результате рационального обсуждения, без насилия, осуществляется контроль за правителями со сто­роны управляемых. Способы демократического контроля — всеобщие выбо­ры и представительская власть. Демократия обеспечивает институциональ­ные рамки реформирования политических институтов, основанного на ра­зумном проектировании новых институтов и регулировании старых17.

Научное знание, как и открытое общество, порожденное им, внутрен­не несовершенно. Его рост происходит не за счет оправдания авторитетов, а в ходе их критики, пересмотра устояв­шихся законов и норм, выдвижения гипотез, которые предлагаются в каче­стве решений стоящих перед обществом проблем. Открытое общество, как и наука, развивается через утверждение и опровержение — путем постоян­ных реформ и пересмотра устаревших практик. Прогресс научного знания состоит в последовательной смене одних ложных теорий другими, тоже лож­ными, но более близкими к истине. Это критически опровергающий, а не позитивно утверждающий процесс. Ни в современной науке, ни в открытом обществе не должно быть ничего данного априори раз и навсегда. В обще­стве, в науке и природе происходит естественный отбор, полагал Поппер, который в конечном итоге отбирает наилучшие образцы, вынуждая пересмат­ривать стратегию поведения, учиться на ошибках, пробовать и исправлять­ся, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Между собой конкуриру­ют научные теории, животные и общества. Каждый экземпляр — научный, биологический или социальный — всего лишь «теория об окружении», «структура-ожидание» или «заявка на выживаемость». Все они эволюциони­руют приблизительно одинаково — через пробные мутации, отбор наиболее приспособленных из них путем «элиминации ошибок»18.

Скорость развития науки и научных знаний на каждом следующем витке эволюции удваивается и утраивается. Общество уже не в силах противосто­ять валу научных открытий и покорно уступает им (уже начали клонировать

Поппер К. Указ. соч. С. 164-167. Философия науки. С. 24.

человека). Поппер, живший за 50 лет до начала компьютерной эры, не мог помыслить, что его прогнозы относительно скорого наступления абстракт ного общества так быстро сбудутся. Только причиной нашего приближени" к нему оказался не растянувшийся на тысячелетия переход от закрытого об* щества к открытому, а случившийся совсем недавно взрыв научно-техничес" кого прогресса. Наука подарила нам Интернет и виртуальную реальность которой мы можем общаться друге другом, оставаясь незнакомыми, аноним­ными и непроницаемыми друг для друга. Симулякр — выдуманная реаль­ность, принимаемая за настоящую, правит нашим абстрактным обществом Народившееся абстрактное общество, цифровой мир, «электронное прави­тельство», глобальная деревня и виртуальные магазины — это уже не наше

будущее, а наше настоящее. Открытое общество, ставшее возможным только благодаря тому, что однажды в челове­ке проснулась Личность, теперь ее уничтожает, превращаясь в обезличен­ное, а стало быть, абстрактное обще­ство. Здесь стоит вспомнить порази­тельный афоризм Фукуямы: «Конец истории печален». На безжизненной планете останутся только роботы, пост­роившие совершенное, как утопия,об­щество на платформах искусственного интеллекта.

Глобализм — доктрина распростра­нения либеральных свобод не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество — оказался очень созвуч­ ным попперовскому идеалу открытого общества, правда, переживающего эпоху вхождения в абстрактную фазу. Только непонятно, что это: конец или все же начало истории? Если тинэй-джер верит в виртуальных рейнджеров, образ которых создает цифровая про­грамма и которым в материальной реальности ничего не соответствует, то чем он лучше первобытного человека, веровавшего в силу магии, колдовства и населявшего реальность умершими духами, которым в материальном мире также ничего не соответствовало? Человечество начало свой путь с выдуман­ной реальности и ее власти над нашим сознанием, ими же оно его, похоже. и заканчивает. Во всяком случае, сегодня.

Уместно вспомнить учение о трех мирах Поппера. Он утверждал о рав­ноправном существовании физического мира, человеческого сознания и идеального мира культуры. Все три мира онтологичны совершенно одина­ково, они одинаково сильно влияют на нас, мы одинаково сильно верим им. С первым миром вроде бы все понятно — он материален. А как быть с двумя другими? Но Поппер наделяет их равным правом на жизнь. Большинство ученых ныне признают правильность таких воззрений. Но тогда придется признать и то, что реальность абстрактного общества Поппер обосноват не только в своих социологических трудах, но и в логико-методологических. А это уже гораздо серьезнее.

Тем не менее пугаться кошмаров абстрактного мира еще рано. Открытое, закрытое и абстрактное общество — всего лишь теоретические конструкции, а в реальном обществе, каким бы развитым или отсталым они ни было, все­гда можно обнаружить элементы авторитарности, воплощающей закрытое общество, и демократии, служащей опознавательным знаком открытого об­щества. Черты абстрактного общества — мобильные телефоны и спутнико­вые антенны — можно встретить в племенном по своей природе обществе (Афганистан, Чечня). Все перемешано на территории даже одной страны, все борется и сопротивляется друг другу. Следовательно, коллективного восше­ствия в мир виртуальной реальности не будет. Страны развиваются с неоди­наковой скоростью и борются за жизненное пространство с разной силой и успехом.

Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональ­ная форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм множество. Это может быть президентская, парламентская демократия или демократия на основе референдумов, гражданское общество, основанное на инициати­ве индивидов или местных общин, даже религиозных организаций и т.д. Про­тивопоставив открытому обществу закрытое, Поппер никогда не отождеств­лял открытое общество с какой-либо политической или экономической си­стемой. Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, а множество путей развития, и люди, совершающие прогресс и воплощающие реформы, вправе совершать ошибки, не жертвуя своей жиз­нью. Но они обязаны нести также ответственность за свои действия перед законом, исправляя допущенные неправильности. Враги открытого общества исключали возможность проб, не говоря уже об ошибках, и вместо этого выстраивали соблазнительный мираж счастливой страны, не знающей кон­фликтов и перемен.

Подобно тому, как в замкнутом помещении или сосуде все функциони­рует по замкнутому кругу, так и в закрытом обществе действует нечто, на­поминающее самонаводящуюся индукцию (мы прибегли к этому понятию для прояснения смысла, но ни Бергсон, ни Поппер им не пользовались). Закрытость общества порождает механизмы передачи всевозможных слухов и страхов, со временем превращаясь в их жертву — враждебное или насторо­женное отношение ко всем другим обществам приводит к его самоизоляции и ступору. Прогресс замедляется, собственных ресурсов для скачка вперед не хватает, начинаются процессы разложения.

Эволюция однажды уже отвергла механизмы эндогамии — браков между членами только своего племени. Кровосмешение между близкородственны­ми особями приводит к неминуемой деградации — биологической, а затем и социальной. Переход от эндогамии к экзогамии, от близкородственных браков к бракам между неродственными индивидами, а также запрет инце­ста сильно продвинули вперед человечество. Точно так же и переход от зак­рытого общества к открытому являет собой несомненный прогресс, в чем был убежден Поппер.

В открытом обществе мирно сосуществуют разные течения, движения, культуры и системы. Они обмениваются информацией и идеями, постоян­но конфликтуют и мирятся, уживаясь «под одной крышей». Степень разно­образия мультикультурного общества на порядок выше, поэтому у него выше

и степень адаптивности к среде. В открытом обществе нет жестких баоьпрепятствующих перемещениям людей вертикально (мобильность) и ^°В'зонтально (миграция). Стало быть, его можно считать открытым как П°РИ'циологическим, так и по политологическим критериям. Со~

Дихотомия открытого и закрытого общества Бергсона и Поппера на

взгляд, продолжает социологическую традицию противопоставления пот^ ных типов социальных систем, начатую Ф. Теннисом с его Gemeinsch fP~ Gesellschaft (общиной и обществом) и развитую Э. Дюркгеймом в его конце " ции органической и механической солидарности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: