И политологические критерии


Рис. 23. Классовое общество считается социологически открытым, а рабовладельческое, кастовое и сословноезакрытыми

 

Хотя есть все основания считать концепцию общества Поппера в боль­шей степени политологической, нежели социологической, однако вопреки ожиданиям она оказала большее влияние на социологов, а не на политоло­гов. Как нам кажется, концепция открытого и закрытого общества Поппе­ра, имея социологическую основу, сильно политизирована. В ней речь идет даже не столько о стратификации общества или социальной мобильности, сколько о политических режимах, свойствах тоталитарного общества, рели­гии, свободе слова и т.п. Возможно, научная теория, претендующая на со­здание всесторонней картины общества, тем более в его историческом раз­витии, и должна быть именно такой, т.е. комплексной. Но тогда возникает вопрос о разграничении социологических и политологических критериев закрытости и открытости общества.

В социологическом смысле закрытым считается такое общество, где пе­ремещения людей из одной страты в другую ограничены либо полностью исключены. И наоборот, в открытом обществе перемещения по вертикали ничем не ограничиваются, кроме собственного трудолюбия, наличия соот­ветствующей мотивации и средств. Рабовладельческое, кастовое и сословное общества считаются социологически закрытыми, а классовое — открытым.

В политологическом смысле закрытой считается такая страна, перемеще­ние из которой в другую исключается либо строго ограничивается. В данном случае правильнее говорить о стране, а не об обществе. Из общества нельзя уехать или мигрировать. При этом политический критерий закрытости рас­пространяется как на людей, так и на информацию. За рубеж не могут выез­жать граждане, из-за рубежа не могут проникать газеты, журналы, книги. СССР — пример закрытой страны, в которой существовало тоталитарное государство (тоталитарный политический режим), что удивительным обра­зом сочеталось с открытым (очень мобильным) обществом, особенно в 1960— 80-х гг.

Яркий пример закрытого общества в политологическом смысле — сред­невековая Япония. Япония издавна проводила политику изоляции от внеш­него мира. Еще в 1624 г. Япония прекратила торговлю с Испанией. В 1639 г. страна закрыла свои порты для кораблей из Европы и Восточной Азии, кро­ме китайских и нидерландских. Годом раньше в стране было запрещено хри­стианство. Изоляция Японии от внешнего мира продолжалась свыше двух столетий — вплоть до середины XIX в. Политическая закрытость общества повела за собой и социальную закрытость. Японское общество было разде­лено на четыре сословия — самураев, крестьян, ремесленников и торговцев. Права и обязанности каждого сословия были строго регламентированы, зап­рещался переход из одного сословия в другое. Во главе привилегированного сословия самураев стоял верховный сюзерен — сёгун. На ступень ниже сто­яли его непосредственные вассалы, затем шли «посторонние князья» (круп­ные феодалы). Особый слой самураев (хатамото-самураи) составляли чинов­ники. Остальные самураи входили в войско сегуна.

Закрытое общество — это иммобильное, неподвижное, застывшее обще­ство. Переход из низшей страты в средние и высшие происходил в исклю­чительных случаях (освобождение от рабства, выкуп на волю). Человек рож­дался и умирал преимущественно в своей касте и сословии. Поэтому закры­тое общество называют еще стратификационной системой с предписанными (аскриптивными) статусами. В нем социальное пространство заранее раз­графлено на ячейки, между ними возведены неподвижные барьеры, все роли приписаны заранее, а индивид не вправе выбирать те нормы, которым мо­жет подчиняться или не подчиняться. Большинство традиционных об­ществ — закрытые системы с низким уровнем социальной мобильности, где почти все статусы приобретаются с рождением.

В индустриальном и постиндустриальном обществах, характеризующих­ся высокой степенью социальной мобильности, как горизонтальной, так и вертикальной, ситуация иная: жесткой связи индивида со своим происхож­дением и своей позицией нет. В таких обществах широко распространена практика совместительства — занятие одним индивидом нескольких статус­ных позиций, выполнение нескольких видов работы, подработки и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: