Трудовой потенциал порта и показатели его использования

Трудовой потенциал любого предприятия, в том числе и морского порта, служит интегральной характеристикой способностей к труду, которая определяет возможности как отдельного работника, так и персонала предприятия.

Морской порт представляет собой комплекс сложных инженерных и гидротехнических сооружений для обработки прибывающих в порт судов, железнодорожных вагонов, автомобилей, хранения грузов на складах, снабжения судов топливом, водой, а также оказания различного рода услуг. Характер работы морских портов имеет свои специфические особенности, отличающие их от других предприятий. Соответствующую структуру имеет и организация труда персонала порта. Руководство всей производственно-хозяйственной деятельностью осуществляет Управление порта, основной частью которого является административно-управленческий персонал. К нему относится руководство порта и работники основных отделов и служб: центральной диспетчерской, транспортно-экспедиционной конторы, бухгалтерии; отделов: планово-экономического, организации и оплаты труда, валютно-финансового, коммерческо-правовой и договорной работы, технологии, механизации и др.

Трудовой персонал грузовых районов порта, как основных производственных подразделений, имеет следующую структуру:

- портовые рабочие;

- вспомогательные рабочие;

- инженерно-технические работники механизации;

- механизаторы-повременщики;

- работники железнодорожного транспорта;

- складские работники;

- распорядительский персонал.

К категории «портовые рабочие» относятся докеры-механизаторы, которые являются основной производительной силой порта и составляют порядка 50-60% от численности персонала грузового района и используются на грузовых и вспомогательных работах. К вспомогательным работам относятся: зачистка вручную от навалочных грузов судовых помещений и полувагонов, обрезка проволоки, оборудование и пломбирование вагонов, навешивание брезентов, замена грузозахватных приспособлений и т.п.

К категории «вспомогательные рабочие» относятся собственно вспомогательные рабочие, кладовщики, работники такелажных складов, котельных, слесари-сантехники, подсобные рабочие, слесари по такелажу, уборщики производственных помещений и т.д.

К инженерно-техническим работникам механизации относятся групповые и сменные механики, обслуживающие перегрузочное оборудование, электромеханики, механики по ремонту перегрузочных машин.

В группу «механизаторы-повременщики» входят слесари по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинисты холодильных установок, слесари по топливной аппаратуре, электрогазосварщики и т.д.

В категорию «работники железнодорожного транспорта» включены составители поездов и машинисты локомотивов, находящихся на балансе порта.

В категорию «складские работники» входят начальники складов, их заместители, сменные заместители начальников складов, тальманы, учетчики и другие работники складских групп.

К «распорядительскому персоналу» относятся начальник грузового района и его заместители, работники диспетчерской, стивидоры, экономист, нормировщики, инженер по коммерческой работе.

Для анализа использования рабочего времени персоналом грузовых районов порта ежемесячно экономистом района на основании данных табельного учета составляется баланс рабочего времени как система показателей, характеризующих ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам затрат и использование. Пример отчета по использованию рабочего времени представлен в табл. 1.


Таблица 1

ОТЧЕТ

По использованию времени по _____________________ району за январь месяц …… г.

Категории персонала Отработано чел.-дней Всего неявок, чел.-дней В том числе Всего чел.-дней Среднесписочная числен-ность
труд. отпуск учебн. отпуск по бо-лезни гос. обязан. по раз-реш. админ. прогу-лы и аресты выход-ные и праздн.
1.Портовые рабочие                     242,2
2. Вспомогательные рабочие       -   - - -     52,4
                       
3. Механизаторы-повременщики               -     32,0
                       
4. ИТР механизации       -   - - -     10,0
5. Железнодорожный транспорт         - -   -     23,5
                       
6. Склады               -     77,0
7. Распорядитель-ский персонал       -   - - -     35,9
                       
Итого:                     473,0

Суммируя отчетные данные за 12 месяцев, получим баланс использования рабочего времени за год.

На основании данного отчета проводится анализ использования календарного фонда рабочего времени. Учет ведется в человеко-днях, причем за «день» принимается рабочий день или смена установленной продолжительности.

Например, 10 человек отработали 5 рабочих дней. В этом случае в графу «отработано человеко-дней» ставится 50 человеко-дней (10 чел. х 5 дней). Аналогично в отношении неявок на работу, которые расшифровываются по вызвавшим их причинам. Сумма данных в графах «отработано человеко-дней» и «всего неявок» составляет календарный фонд рабочего времени, который отражается в графе «Всего человеко-дней».

Среднесписочная численность по каждой категории персонала и в целом по грузовому району (порту) определяется по формуле:

, (9)

где сп – среднесписочная численность, чел.;

Фр.вр.кал. – календарный фонд рабочего времени (всего чел.-дней), чел.-дн.;

n – число дней отчетного календарного периода.

Для анализа использования рабочего времени персонала применяются коэффициенты использования календарного (К.р.вр.кал) и табельного (Кр.вр.таб.) фондов рабочего времени, которые определяются по формулам:

, (10)

, (11)

где Тотраб. – количество отработанных чел.-дней;

Твых. – сумма неявок по причине выходных дней, чел.-дн.;

Тпразд. – сумма неявок по причине праздников, чел.дн.

Пример:

На основании вышеприведенного отчета определить коэффициенты использования календарного и табельного фондов рабочего времени.

Решение:

Таким образом, календарный фонд рабочего времени использован на 60,0%, а табельный фонд – на 87,0%. Следовательно, 40% календарного времени составляют неявки на работу по различным причинам, уменьшение которых, особенно по зависящим от администрации статьям – «болезни», «по разрешению администрации» и «прогулы и аресты», может привести к повышению производительности труда и эффективности производства.

Аналогично учет и анализ использования календарного и табельного фондов рабочего времени проводится на любых предприятиях по свойственной им структуре персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: