Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами

К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся выручка от реализации, амортизация и чистая прибыль предприятия.

В практике финансового менеджмента отдельных стран (в част­ности, во Франции) использование средств, образующихся в процессе деятельности, рассматривается как различные виды самофинансиро­вания, предназначенные либо для поддержания уровня производства

(амортизация), либо в целях его роста (нераспределенная прибыль, резервы).

Основное назначение амортизации в отечественной практике — обеспечить замену изношенных основных фондов. В условиях, когда у хозяйствующих субъектов не хватает источников финансирования инвестиций, возрастает значение амортизации.

Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. По экономической природе амортизацион­ные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизаци­онных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложение в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помещаться на депозиты и т.д.

В процессе разработки и принятия управленческих решений в области финансового обеспечения предпринимательской деятель­ности важное место занимает правильное определение величины ис­точников собственных средств предприятия.

Финансовый менеджмент предполагает, что в ходе планирова­ния и определения величин этих показателей хозяйствующий субъект должен четко представлять, как величина показателя выручки от ре­ализации связана с величиной показателя прибыли, а также что на прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь — величина издер­жек производства (себестоимости продукции).

В зарубежной практике разработана методика, позволяющая в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависи­мость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей из­держки — объем продаж — прибыль, называется операционном ана­лизом.

Используя операционный анализ, финансовый менеджер смо­жет найти ответы на ряд важнейших вопросов, что даст ему в даль­нейшем возможность принять грамотное управленческое решение. К числу» таких вопросов могут быть отнесены следующие:

• сколько наличного капитала требуется предприятию;

• каким образом можно мобилизовать эти средства;

• до какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага;

• как повлияет на прибыль изменение объема производства и
сбыта.

Ключевыми элементами операционного анализа служат следую­щие показатели:

• финансовый рычаг;

• операционный рычаг;

• порог рентабельности (точка безубыточности);

• запас финансовой прочности предприятия;

• валовая маржа;

• коэффициент валовой маржи.

Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Постоянные издержки включают:

• постоянную заработную плату;

• арендные платежи;

• плату за электроэнергию;

• плату за газ;

• плату за воду;

• плату за телефон;

• расходы на почтовые услуги;

• страховые платежи;

• расходы на ремонт;

• расходы на рекламу;

• проценты за кредит;

• амортизацию.
Переменные издержки включают:

• сырье и основные материалы;

• покупные полуфабрикаты;

• дополнительную заработную плату;

• расходы на приобретение товара.

Для удобства пользования систему расчета этих показателей мож­но объединить в табл.11.1.

Таблица 11.1

Расчеты порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

Способ расчета Условные обозначения
ВМ = В - ПИП ВМ- В- ПИП - валовая маржа; выручка от реализации; — переменные издержки производства
К = ВМ: В К,% = (ВМ: В) х 100 К — коэффициент валовой маржи
ПР = СПЗ: К ПР -СПЗ - порог рентабельности; — сумма постоянных затрат
ЗФП, руб. = В - ПР ЗФП, % = ПР: В ЗФП - запас финансовой прочности
П = ЗФП х К п- прибыль
СОР = ВМ: П СОР — сила воздействия операционного рычага

Остановимся более подробно на характеристике каждого из по­казателей.

Валовая маржа (ВМ) — это результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат. В зарубежной практике по­казатель валовой маржи называют суммой покрытия, или вкладом. Одной из основных задач финансового менеджмента является мак­симизация валовой маржи, поскольку именно она является источ­ником покрытия постоянных издержек и определяет величину при­были.

Коэффициент валовой маржи (К) является промежуточным по­казателем, он определяет долю валовой маржи в выручке от реализации. В операционном анализе он используется для определения ве­личины прибыли.

Порог рентабельности (ПР) — показатель, который называют точ­кой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предпри­ятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности — прибыль.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его преодолеть, но предприятия с низким порогом рентабельности легче переживают па­дение спроса на продукцию и снижение цен реализации.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, т.е. чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи.

Действие операционного рычага состоит в том, что любое изме­нение выручки от реализации всегда сильно влияет на размер при­были. Чем больше уровень постоянных издержек в общем объеме затрат, тем больше сила отрицательного воздействия операционного рычага на прибыль. Указывая на темпы падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска дан­ного предприятия.

Для предприятий, имеющих на балансе большое количество неэффективно используемых основных фондов, высокая сила опе­рационного рычага представляет значительную опасность: в этом случае каждый процент снижения выручки от реализации приводит к резкому падению прибыли с достаточно быстрым вхождением пред­приятия в зону убытков. В таких условиях сокращается число вари­антов выбора продуктивных решений.

Работая с показателями операционного анализа, следует помнить, что изучение поведения переменных и постоянных издержек про­исходит в релевантном (краткосрочном) периоде, когда структура издержек, переменные издержки на единицу продукции остаются не­изменными лишь в ограниченном периоде и при определенном ка­честве продаж.

Подведем итоги.

  1. Сила воздействия операционного рычага тем больше, чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек.

2. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности находится объем продаж. Таким образом, чем больше сила
воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

3. Для предприятия с высоким значением операционного рычага
положение ниже точки безубыточности приводит к большим убыткам, а достижение уровня безубыточности позволяет получить при­быль, которая растет с увеличением объема продаж.

4. Если предприятие имеет низкий операционный рычаг, степень
предпринимательского риска снижается, но и размер получаемой
прибыли остается незначительным.

5. Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, а маркетинговые исследования показывают, что объем продаж будет расти, не следует спешить со снижением уровня операционного рычага,
так как рост объема продаж позволит в этих условиях получить значительную величину прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: