Маневрирование во время швартовных операций крупнотоннажных судов осуществляется с помощью буксиров. Определенное количество буксиров заказывается капитаном судна по рекомендации лоцмана.
Из «Сборника обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (с приписным портпунктом Анапа) и морскому торговому порту Геленджик»: «2.3.3. Количество и мощность буксиров определяется капитаном судна по согласованию с лоцманом исходя из фактических гидрометеорологических условий и особенностей причала».
Однако во избежание лишних расходов или рискованных намерений лоцмана капитан обязан убедиться в обоснованности буксирного обеспечения.
Потребное количество и мощность буксиров зависят от размеров судна, его маневренных
качеств, конкретной обстановки и способа швартовки. Суммарная мощность буксиров должна быть достаточной, чтобы противодействовать ветру, течению и эффективно гасить инерцию судна и обеспечивать допускаемую скорость швартовки судна к причалу. Но, определяя потребное количество буксиров, нельзя исходить только из суммарной мощности. Использование четырех и более буксиров усложняет управление ими. В некоторых случаях недостаток пространства чистой воды вокруг судна ограничивает свободу маневра буксиров, в результате использование большого числа буксиров становится невозможным.
|
|
В штормовую погоду основным фактором, определяющим потребную тягу буксира, является давление бокового ветра, величину которого можно вычислить по формуле (тс)
где Sn — площадь парусности судна, м2;
W — скорость ветра, м/с.
В своей работе «Ship Design and Performance for Masters and Mates» C. B. Barrass предлагает два способа определения суммарной потребной мощности буксирного обеспечения швартовных операций судов (полученных капитаном Хенсеном):
- для нефтяных танкеров и крупнотоннажных балкеров (тс):
Тяговое усилие = (60 x W/100000)+40 тонн;
где W – водоизмещение судна, т.
Вышеуказанная полученная величина суммарной потребной мощности буксирного обеспечения может быть увеличена либо уменьшена на 50 тонн в зависимости от действующих метеоусловий и условий плавания (увеличена в случае штормовой погоды или плавание на мелководье, уменьшена в случае плавания в штилевую погоду и на открытой глубокой воде).
- в том случае, если текущее водоизмещение судна неизвестно, то для всех судов с длиной между перпендикулярами более 140 метров суммарную потребную мощность буксирного обеспечения швартовных операций судов можно определить по формуле (тс):
Тяговое усилие = (0,7 x LBP)-35 тонн;
где LBP – длина судна между перпендикулярами, м.
|
|
Другим способом приближенного расчета суммарной потребной мощности буксирного обеспечения можно считать оперативный (расчетно-табличный) метод, состоящий в следующем:
1. Определяется площадь парусности текущего состояния судна (дана в исходных данных).
2. По таблице 5.29 МТ-2000 «Шкала Бофорта для визуальной оценки силы ветра» определяем среднее давление на 1 квадратный метр поверхности, нормальной к ветру, используя в качестве входного аргумента скорость ветра.
3. Исходя из курсового угла ветра, определяем фактическое среднее давление на 1 квадратный метр поверхности, нормальной к ветру (используем таблицу. 2).
4. Рассчитываем суммарное значение давления бокового ветра, используя формулу (тс):
R бок.в. = 0, 001 Sп x Kв
где Sn — площадь парусности судна, м2;
Кв— среднее давление на 1 квадратный метр поверхности, кг/м2.
5. Исходя их хорошей морской практики, увеличиваем полученное значение R бок.в. на 15% как запас потребной мощности при проведении швартовных операций.
Третьим способом можно считать табличный метод, данный в «Справочнике капитана дальнего плавания» под редакцией Г.Г. Ермолаева:
Таблица 1.
Суммарное тяговое усилие буксиров-кантовщиков, тс
Дедвейт судна, т. | Общее расчетное тяговое усилие, тс | Ориентировочная суммарная мощность, т. |
500 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 40 000 20 000 10 000 | 24 000 19 000 18 000 17 000 15 000 12 000 5 000 4 000 3 000 2 000 |