Методические указания

Требования по швартовому оборудованию, установленные OCIMF (Международный форум нефтяных компаний) основаны на следующих критериях: суда, предназначенные для мировой транспортной торговли нефтью, должны иметь швартовное оборудование, удерживающее их вдоль причалов при ветре 60 узлов (30,8 м/с) от любых направлений одновременно с одним из следующих факторов:

▪ течение 3 узла с носа или в корму;

▪ или течение 2 узла от направления 10° к носовой или кормовой скуле;

▪ или течение 0,75 узла с направлением близким к траверзу.

Швартовы судна должны противостоять силам, возникающим из-за некоторых, или возможно всех из нижеизложенных факторов: ветер, течение, накат волны от проходящих судов, волны (зыбь, сейш), лед, изменение осадки.

Силы в швартовах, возникающие от изменения осадки, должны регулироваться командой (персоналом).

Отношение глубины к осадке для перечисленных условий должно приниматься как Н/d = 1,1 для судна в грузу и Н/d = 3 когда судно в балласте.

Состояние судна в балласте должно соответствовать среднему значению осадки для судов в балласте, определенной МАРПОЛ, которая приблизительно задается условием:

,

где dб – осадка судна в балласте, м;

L^^ – длина судна между перпендикулярами, м.

Под скоростью ветра подразумевается скорость, измеренная на высоте 10 м над уровнем моря и являющаяся средней скоростью за промежуток времени 30 секунд.

С учетом установленных критериев в OCIMF даны приближенные методы расчета для надежной швартовки танкеров при стандартных условиях внешней среды.

Для определения максимальных продольных и поперечных сил, действующих на суда, даны следующие формулы, основанные на коэффициентах сил и моментов, приемлемых при стандартных критериях силы ветра и течения. Расчеты для танкеров различных размеров показали, что при этих критериях максимум продольной силы приходится на суда в условиях полной осадки в грузу, тогда как максимум поперечной силы приходится на судно в балласте. На этой основе, и принимая соответствие глубины к осадке Н/d = 1,1 и 3, максимум сочетания сил, действующих на танкер дедвейтом свыше 16000 т, может быть выражен формулами:

, тс; (1.1.)

, тс; (1.2.)

, тсм; (1.3.)

где Fx max и Fy max – продольные и поперечные силы, действующие на судно при стандартных критериях, тс;

Fу А max – момент рыскания от сил ветра и течения при тех же критериях, тсм;

d – осадка судна в грузу, м;

Ат – лобовая площадь парусности при осадке в грузу, м2;

АL – боковая площадь парусности судна в балласте, м2.

Когда длина судна и его глубина под килем известны, приблизительное определение требований по прочности к прижимным концам для танкеров, применяющих стальные швартовные тросы, может быть получено с использованием следующей формулы:

(1.4.)

где - высота надводного борта для осадки в балласте, установленная ИМО, м.

Выражение определяет грубую статистическую приблизительную величину площади рубок и надстройки.

Расчет швартовов для танкеров дедвейтом свыше 16000 тонн может быть выражен следующими формулами (стальные тросы):

- шпринг:

(1.5.)

- прижимы:

(1.6.)

где S – общее число шпрингов;

В – общее число прижимных швартовов;

MBL – минимальная разрывная нагрузка каждого конца в тс.

Принятые предложения:

1. Внешние условия относятся к стандартным критериям, установленным выше. Максимальные силы, действующие на судно, получаются по формуле (1.1.) для продольного направления и по формуле (1.2) для поперечного направления.

2.Показатель эффективности схемы швартовки должен основываться на учете опыта безопасных схем, применяемых ранее.

Группы концов делятся на шпринги, носовой и кормовой прижимы.

100% эффективность представилась бы при условии, что прижимы равной длины и расположены под углом 90° к продольной центральной оси судна, а также шпринги равной длины и ориентированы параллельно этой оси. Притом все концы располагаются в горизонтальной плоскости.

Приемлемы следующие показатели эффективности:

- шпринги 0,90;

- прижимы 0,70.

3. Все швартовные концы – стальные.

4. Максимально допустимое напряжение в любом конце принимаются 55% от его минимальной разрывной нагрузки. Стопор швартовной лебедки должен выдерживать такую же нагрузку.

5. Шпринги и прижимы располагаются симметрично относительно миделя и так, чтобы число носовых швартовов равнялось числу кормовых.

При применении швартовов из синтетических тросов из-за низких допустимых нагрузок в них по сравнению со стальными тросами, рекомендуется, чтобы величины S х MBL и B x MBL, получаемые из формул (1.5) и (1.6), были увеличены на 20% для нейлоновых тросов и на 10% для других обычных синтетических швартовных тросов.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА:

1. Рассчитываем среднему значению осадки для судов в балласте, определенной МАРПОЛ, которая приблизительно задается условием:

, м.

где dб – осадка судна в балласте, м;

L^^ – длина судна между перпендикулярами, м.

2. Рассчитываем боковую площадь парусности судна в балласте:

, м2

где - высота надводного борта для осадки в балласте, установленная ИМО, м.

= H- dб, м.

где Н – высота борта судна, м.

Выражение определяет грубую статистическую приблизительную величину площади рубок и надстройки.

3. Рассчитываем продольную силу, действующие на судно при стандартных критериях:

, тс

где L^^ – длина судна между перпендикулярами, м.

d – осадка судна в грузу, м;

Ат – лобовая площадь парусности при осадке в грузу, м2;

4. Рассчитываем поперечную силу, действующие на судно при стандартных критериях:

, тс

где АL – боковая площадь парусности судна в балласте, м2.

5. Рассчитываем момент рыскания от сил ветра и течения при тех же критериях:

, тсм

6. Расчет швартовов для шпрингов:

, тс

где S – общее число шпрингов;

MBL – минимальная разрывная нагрузка каждого конца в тс.

7. Расчет швартовов для прижимов:

, тс

где В – общее число прижимных швартовов;

MBL – минимальная разрывная нагрузка каждого конца в тс.

8. Расчет количества швартовов, используемых в качестве шпрингов:

Показатель эффективности схемы швартовки должен основываться на учете опыта безопасных схем, применяемых ранее.

Держащая сила группы = SxMBL

МАХ нагрузка в каком-либо одном конце = 0,55xMBL

( максимально допустимое напряжение в любом конце принимаются 55% от его минимальной разрывной нагрузки. Стопор швартовной лебедки должен выдерживать такую же нагрузку).

Приемлемы следующие показатели эффективности:

- шпринги 0,90;

При применении швартовов из синтетических тросов из-за низких допустимых нагрузок в них по сравнению со стальными тросами, рекомендуется, чтобы величины S х MBL и B x MBL, получаемые из формул (1.5) и (1.6), были увеличены на 20% для нейлоновых тросов и на 10% для других обычных синтетических швартовных тросов.

Таким образом, число концов в группе определяем по формулам:

- для стальных концов, - для синтетических концов.

Шпринги располагаются симметрично относительно миделя и так, чтобы число носовых швартовов равнялось числу кормовых (общее количество шпрингов – четное (если в результате расчетов Ns – число нечетное, то его необходимо увеличить на один)).

9. Расчет количества швартовов, используемых в качестве прижимов:

Показатель эффективности схемы швартовки должен основываться на учете опыта безопасных схем, применяемых ранее.

Держащая сила группы = NxMBL

МАХ нагрузка в каком-либо одном конце = 0,55xMBL

( максимально допустимое напряжение в любом конце принимаются 55% от его минимальной разрывной нагрузки. Стопор швартовной лебедки должен выдерживать такую же нагрузку).

Приемлемы следующие показатели эффективности:

- прижимы 0,70.

При применении швартовов из синтетических тросов из-за низких допустимых нагрузок в них по сравнению со стальными тросами, рекомендуется, чтобы величины S х MBL и B x MBL, получаемые из формул (1.5) и (1.6), были увеличены на 20% для нейлоновых тросов и на 10% для других обычных синтетических швартовных тросов.

Таким образом, число концов в группе определяем по формулам:

- для стальных концов,

- для синтетических концов.

Прижимы располагаются симметрично относительно миделя и так, чтобы число носовых швартовов равнялось числу кормовых(общее количество прижимов – четное (если в результате расчетов Nb – число нечетное, то его необходимо увеличить на один)).

.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карапузов А.И., Миронов А.В. Маневрирование крупнотоннажных судов - Новороссийск: РИО МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, 2005.

2. Управление судном: Учеб. Для вузов / С.И. Демин, Е.И. Жуков, Н.А. Кубачев и др.; Под ред. В.И. Снопкова.-М.: Транспорт, 1991.-359 с.

3. Управление судном и его техническая эксплуатация: Учебник для учащихся судоводит. спец. высш. инж. мор. училищ / Е.И. Жуков, М.Н. Либензон, М.Н. Письменный и др.; Под ред. А.И. Щетининой. – 3-е изд., перераб. и доп.-1983.-655 с., ил., табл.

4. Швартовка крупнотоннажных судов. Погосов С.Г. М.: Транспорт, 1975. 176с.

5. РД 31.3.05-97. Нормы технологического проектирования морских портов.

6. OCIMF – Oil Companies International Marine Forum (Международный форум нефтяных

компаний). Руководство по швартовному оборудованию. Изд. 2-е. – Лондон, 1992

(перевод с англ. О.Т. Зуйкова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: