• Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
• Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
• Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
• Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
Мышление и деятельность
|
|
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
• Биологическая основа – головной мозг человека
• Средство – язык
• Формы: — понятийные и категориальные — ассоциативно-образные
— деятельностно-орудийные — вербально-речевые
• База – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов
Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Этапы процесса мышления | Их сущность |
I | Потребность Интерес Отделение неизвестного от известного Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое Формулирование задачи |
II | Решение поставленной задачи — мыслительный процесс, предполагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию |
III | Достижение нового знания, которым раньше человек не владел |