Рождение человека в качестве человека есть начало его исхода из естественной родины, начало освобождения от естественных связей. Но это освобождение вызывает страх. От своих ЕСТЕСТВЕННЫХ корней человек сможет отказаться лишь тогда, когда он найдет новые ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ корни, и только после того, как он найдет это человеческое укоренение, он сможет снова почувствовать себя дома в этом мире. Поэтому неудивительно, что мы можем наблюдать стремление людей сохранить естественные связи и защититься от того чтобы быть оторванными от природы, матери, крови и почвы.
Самая элементарная из всех естественных связей - это связь ребенка с матерью. В первый решающий год жизни ребенок ощущает мать как источник жизни, как всеобъемлющую, хранящую и кормящую силу. Мать - это питание, она - любовь, она- тепло, она - земля. Быть ею любимым означает для ребенка быть живым, укорененным, чувствовать себя дома.
Как рождение означает, что ребенок лишается всеобъемлющей защиты материнского тела, так и его подрастание означает, что он должен покинуть защитную среду матери. Однако даже у взрослых людей никогда полностью не исчезает тоска по этому состоянию, имевшему когда-то место, и это несмотря на большое различие между взрослым и ребенком. Взрослый человек должен найти другие возможности для новой укорененности (тяжелые неврозы возникают из конфликта между глубоким желанием человека остаться в утробе матери и его возросшей личной частью, которая хотела бы жить нормальной жизнью).
Патологические феномены в жизни отдельного человека имеют свои параллели в жизни человеческой расы. Особенно четко это проявляется в универсальном распространении инцестуальных табу, которые мы находим в самых примитивных обществах.
Инцестуальное табу - необходимая предпосылка любого человеческого развития, причем важное значение имеет не столько сексуальный аспект6 сколько аффективный. Для того, чтобы родиться, чтобы идти вперед человек должен отделиться от пуповины; он должен преодолеть глубокое стремление остаться связанным с матерью. Инцестуальное стремление приобретает силу не вследствие сексуальной привлекательности матери, а в силу потребности остаться (или возвратиться) во всеобъемлющую материнскую утробу, остаться на груди ВСЕ-КОРМЯЩЕЙ матери. Инцестуальное табу есть не что иное, как два херувима с огненными мечами, которые охраняют вход в рай и препятствуют людям вернуться в свое доиндивидуальное состояние единения с природой.
Однако проблема инцеста не ограничивается привязанностью к матери. Связь с ней является лишь элементарнейшей формой всех естественных кровных связей, которые дают человеку чувство УКОРЕНЕННОСТИ и принадлежности. Кровная связь может быть распространена и на другие отношения кровного родства, соответствующие определенной системе.
СЕМЬЯ, РОД, а позже государство, нация или церковь перенимают функции, которые первоначально имела индивидуально каждая мать в отношении своего ребенка. Одиночка примыкает к этим институтам, он чувствует себя укорененным внутри них, он идентифицирует себя с ними и чувствует себя частью их, а не существующим отдельно от них индивидом. Кто не принадлежит к тому же роду, тот рассматривается в качестве чужого и опасного элемента, как существо, которое не обладает теми же человеческими качествами, что и члены собственного рода.
Фрейд видел в привязанности к матери решающую проблему в развитии как человеческой расы, так и индивида. В соответствии со своей теорией он объяснял интенсивность привязанности к матери тем, что маленький мальчик чувствует сексуальное влечение к ней. В этом проявляется присущее человеческой природе инцестуальное желание. Неослабевающую привязанность к матери на более поздних этапах жизни Фрейд возводил к неослабевающему сексуальному влечению.
Фрейд, правильно осознав огромную роль привязанности к матери ослабил в то же время значение своего открытия его своеобразной интерпретацией. Он спроецировал на маленького мальчика сексуальное восприятие взрослого мужчины.
Теория Фрейда представляет собой удивительно рационалистическую интерпретацию наблюдаемых фактов. Поскольку Фрейд придает такое значение сексуальному аспекту инцестуального желания, он объясняет желание маленького мальчика как нечто вполне разумное. При этом от него УСКОЛЬЗАЕТ подлинная проблема: глубина и интенсивность и р р а ц и о н а л ь н о й, а ф ф е к т и в н о й привязанности к матери, желание вернуться в ее среду, остаться частью ее, страх полностью от нее освободиться. В действительности же это инцестуальное желание находится в противоречии со всеми требованиями взрослой жизни (сексуальное желание, как известно, неопределенно в отношении своего объекта, и в целом оно является именно той силой, которая помогает юноше о т д е л и т ь с я от своей матери).
Таким образом, теория "эдипова комплекса" является одновременно и ПРИЗНАНИЕМ, и ОТРИЦАНИЕМ решающего феномена тоски мужчины по любви матери. Придавая инцестуальному стремлению исключительное значение, Фрейд признает тем самым важность привязанности к матери, а обозначая эту привязанность как сексуальную, он отрицает ее подлинное, а именно эмоциональное значение.
Мать в теории Фрейда была низведена с пьедестала высшего объекта любви, и на ее место был возведен отец, причем предполагалось, что он играет самую большую роль в эмоциональной жизни ребенка. Фрейд освобождает для отца место, которое в действительности принадлежит матери, и низводит ее до предмета сексуального вожделения. Богиня превратилась в проститутку, а отец был поднят до центральной фигуры универсума (Устранением фигуры матери Фрейд совершил в психологии то же самое, что Лютер совершил в религии. Фрейд является как бы протестантским психологом).
За одно поколение до Фрейда жил другой гениальный исследователь - ИОГАНН ЯКОБ БАХОВЕН, раскрывший центральное значение привязанности к матери в развитии человека. Поскольку Баховен не был ограничен рационалистически-сексуальной интерпретацией привязанности к матери, он мог видеть факты глубже и объективнее.
В своей теории матриархального общества он предположил, что человечество до патриархата прошло стадию, в которой привязанность к матери, крови и почве была важнейшей формой СООТНЕСЕННОСТИ как для отдельного индивида, так и для общества. В этой форме общественной организации мать была центральной фигурой в семье, общественной жизни и религии.
В то время как Фрейд видел в инцестуальной фиксации только негативный, болезненный элемент, Баховен ясно различал как негативный, так и позитивный аспект привязанности к фигуре матери.
ПОЗИТИВНЫЙ аспект состоит в чувствах жизнеутверждения, свободы и равенства, характеризующих всю матриархальную структуру.
В той степени, в какой люди являются детьми природы и детьми матерей, они все равны, имеют равные права и притязания, и это определяет единственная ценность - жизнь. Иными словами, мать любит своих детей не потому, что один лучше другого, не потому, что один больше отвечает ее ожиданиям, чем другой, а потому, что все они - ее дети, и потому, что в этом качестве они все равны и имеют равные права на ее любовь и заботу.
Баховен ясно раскрыл и НЕГАТИВНЫЙ аспект матриархальной структуры: ПРИВЯЗАННОСТЬЮ человека к природе, крови, и почве БЛОКИРУЕТСЯ развитие его индивидуальности, его разума (он остается ребенком и не способен к прогрессу). (465)
Баховен также глубоко и подробно интерпретировал роль отца, указав здесь как на позитивные, так и на негативные стороны его функции.
Мужчина, который от природы не способен производить детей и не наделен функцией по их воспитанию и проявлению заботы о них, отстоит от природы дальше, чем женщина.. Поскольку он меньше укоренен в природе, он ВЫНУЖДЕН развивать свой разум и строить сотворенный мужчиной мир идей, принципов и всех созданных им вещей, которые заменяют природу как первооснову существования и безопасности.
Отношение ребенка к отцу не отличается такой интенсивностью как к матери, потому что отец никогда не играет роль все-объемлющую, все-защищающую и все-любящую роль, которые играет мать в первые годы жизни ребенка. Совсем наоборот, во всех патриархальных обществах отношение сына к отцу покоится, с одной стороны, на подчинении, а с другой - на стихийном протесте, что содержит постоянный элемент распада.
Подчинение отцу есть нечто иное по сравнению с привязанностью к матери. Последняя представляет собой продолжение естественной связи, фиксацию природы. Первое же искусственно создано мужчиной и базируется на силе и законе, благодаря чему это отношение имеет менее принудительный и мощный характер, чем привязанность к матери. В то время как мать представляет природу и безусловную любовь, отец представляет абстракцию, совесть, долг, закон и иерархию. Отсюда следует важное различие между материнской и отцовской любовью.
ПОЗИТИВНЫЕ аспекты патриархального комплекса - это разум, дисциплина, совесть и индивидуализм; НЕГАТИВНЫЕ аспекты - иерархия, угнетение, неравенство, порабощение Особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь между фигурами отца и матери и МОРАЛЬНЫМИ принципами. В своем понятии "сверх-Я" Фрейд только фигуру отца ставит в отношение к развитию совести. Он предполагает, что маленький мальчик, напуганный кастрацией, которая грозит ему со стороны отца-соперника, воспринимает родителя по мужской линии или скорее, усваивает его заповеди и запреты в форме совести.
Но есть не только ОТЦОВСКАЯ, но и МАТЕРИНСКАЯ совесть. Есть голос, который повелевает нам исполнять наш долг; и есть голос, который велит нам любить и прощать других людей и самих себя.
Отец и мать говорят в нас на разных языках, их высказывания иногда кажутся даже противоречивыми. Однако противоречие между принципом ДОЛГА и принципом ЛЮБВИ, между отцовским и материнским сознанием - это противоречие, заданное человеческим существованием, и мы должны признать обе его стороны.
Совесть, которая следует только велению долга, является столь же искаженной, как и совесть, которая следует только заповедям любви. Внутренний голос отца и внутренний голос матери выражаются не только в отношении человека к самому себе, но и в его отношении к другим людям.
Человек МОЖЕТ порицать других в соответствии со своей отцовской совестью, но одновременно он ДОЛЖЕН прислушаться к голосу матери внутри себя, который встречает с любовью все тварные существа, все живое и прощает все ошибки.
КАКИЕ различные фазы укорененности можно наблюдать в истории человечества?
Так как ребенок укоренен в матери, человек в своем историческом детстве укоренен в природе. Даже если он отдалился от природы, последняя остается его родиной, в ней он все еще укоренен. Он пытается достичь безопасности путем регресса и идентификации себя с природой, миром растений и животных. Попытку ухватиться за природу можно ясно распознать во многих мифах и религиозных ритуалах.
Объединяющим элементом в роде является не только общая кровь, но и общая почва, и только эта комбинация крови и почвы делает род настоящей родиной и ориентиром для каждого его отдельного члена.
На этом этапе развития человек все еще ощущает себя частью мира природы, мира животных и растений. Только после того, как он сделал решающий шаг к выходу из природы, он пытается провести разграничительную линию между собой и миром животных.
Верования индейцев ВИННЕБАГО - тварные существа сначала не имели постоянного облика: все они были чем-то вроде нейтральных существ, которые могли превратиться либо в человека, либо в животное; в определенный период они окончательно решают развиться ли им в человека или нет, с этого времени животные становятся животными, а люди -людьми. Верования АЦТЕКОВ - до новой эры, в которой мы теперь живем, мир был населен только животными, пока Кецалькоатд, не открыл эпоху человеческих существ. Верования до сих пор встречающиеся у некоторых мексиканских индейцев - определенное животное соответствует определенному человеку. Верования МАОРИ определенное дерево, посаженное при рождении человека6 соответствует этому человеку. Подобное ощущение нашло также свое отражение во многих ритуалах, где человек идентифицирует себя с животными, либо рядясь ими, либо выбирая животное-тотем. Такое пассивное отношение к природе соответствует определенной хозяйственной деятельности человека (468).
До тех пор пока человек идентифицировал себя с природой его боги тоже являлись часть природы. Когда ж человек обрел навыки в ремеслах, он сотворил себе идолов из камня, дерева или золота. Продвинувшись еще дальше в своем развитии и ощутив свое могущество, он придал своим богам человеческий образ. Прежде всего возникло божество в образе все-защищающей и все-кормящей Великой Матери. Наконец, он начал почитать отцовские божества, которые представляли разум, принципы, законы.
В образе Бога, невидимого и бесконечного, представляющего объединяющий принцип всего сущего, был создан противоположный полюс конечному разнообразному миру природы, миру вещей. Созданный по образцу Бога человек частично обладает его качествами; он вышел из природы и стремиться к абсолютному рождению и полноценному пробуждению.
Наша западная культура покоится на двух основаниях: еврейской и греческой культуре.(470)
Представление о мессианском времени в Ветхом завете означает полную победу над всеми инцестуальными связями и окончательное сформирование духовного царства моральной и интеллектуальной совести не только у евреев, но и у всех народов на Земле.
Еврейско-христианская традиция подчеркивала МОРАЛЬНЫЙ аспект патриархального духа. Мышление греков, напротив, нашло свое творческое выражение в его ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ аспекте. В Греции, как и в Палестине, мы находим патриархальный мир, который с общественной и религиозной точек зрения одержал победу над предшествующей матриархальной структурой.
Греки заложили фундамент интеллектуального развития западного мира. Они сформировали "первые принципы" научного мышления, они были первые, кто создал "теорию" как основу естествознания и развил систематическую философию в том виде, в каком она не существовала ни в одной из прежних культур. Она создала теорию государства и общества, которая была основана на опыте греческого полиса и получила дальнейшее развитие в Риме на базе гигантской объединенной империи.
Поскольку Римская империя оказалась неспособной к своему дальнейшему общественному и политическому развитию, оно остановилось приблизительно в 4 в.н.э.(почему Советский Союз оказался неспособен к дальнейшему общественному и политическому развитию, а Китай оказался способен?)
Если раннее христианство представляло собой духовно революционное движение бедных и обездоленных, которое отказывало действовавшему государству в моральном праве на существование и было верой меньшинства, то теперь (с оформлением католической церкви) в невероятно короткий срок из него возникла официальная религия римского государства.
Важнейшим изменением явилось перемещение акцента с чисто патриархальных элементов в сторону смешения матриархальных и патриархальных. Еврейский Бог ветхого завета был строго патриархальным Богом, католицизм же снова ввел идею все-любящей и все-прощающей матери.
Историческая функция церкви: а)помощь в создании феодального общества; б)передача примитивной культуре Европы существенных элементов еврейского и греческого мышления. Когда духовное наследие Афин и Иерусалима стало доступно народам севера Европы и удовлетворило их духовный голод, начала разрушаться окостенелая духовная структура и снова наступил период бурного общественного и духовного развития.
Основами нового развития явилась католическая теология Х111-Х1У вв., идеи итальянского Возрождения - открытие индивида и природы, идеи гуманизма, естественного права и Реформация.
Возрождение патриархального духа с ХУ1 в., особенно в протестантских странах, указывает как на ПОЗИТИВНЫЕ (дух растущего рационализма и объективизма и усиление проявления индивидуальной и социальной совести), так и НЕГАТИВНЫЕ (новое порабощение человека государством и светской властью, всевозрастающее значение созданных людьми законов и светских иерархий) АСПЕКТЫ патриархата.
Но матриархальный комплекс в его как позитивных, так и негативных аспектах отнюдь не исчез из европейской действительности. Позитивный аспект данного комплекса (идея равенства всех людей, святости жизни и права всех на свою на свою долю в том, что нам даровано природой) нашел свое выражение в идеях естественного права, гуманизма, философии Просвещения и постановке целей демократического социализма.
Перечисленные идеи содержат представление о том, что все люди - дети матери Земли, они имеют право кормиться от ее щедрот, быть счастливыми и при этом не обязаны доказывать свое право с помощью определенного рода занятий. Братство всех людей предполагает6 что все они являются сыновьями той же матери и имеют неотъемлемое право на любовь и счастье. Из этого представления устранена инцестуальная привязанность к матери. Через господство над природой, как оно проявилось в промышленном производстве, человек освобождает себя от уз крови и почвы, он гуманизирует природу и натурализует самого себя.
Негативный аспект матриархального комплекса - регрессия в сторону привязанности к крови и почве. Человек, освободившийся от пут средневековой общинной жизни, устрашился новой свободы, превратившей его в изолированный атом. Он нашел прибежище в новом идолопоклонстве крови и почве, к самым очевидным формам которого относятся национализм и расизм
Однако новые тоталитарные режимы - ни в коем случае не единственные проявления инцестуальных связей нашего времени. Крушение наднационального мира средневековой католической церкви могло бы привести к более высокой форме "католицизма", к гуманному универсализму, который бы преодолел преодолел бы почитание рода и клана, если бы развитие и дальше пошло в том направлении, как это предлагали духовные вожди гуманистического мышления со времен Возрождения. Однако, несмотря на то что наука и техника создали предпосылки для такого развития, западный мир снова изобрел новые формы почитания клана. На смену феодализму и абсолютизму пришел - с присущими ему связями - национализм
Кто не освободился от привязанности к крове и почве, тот еще не вполне родился как человеческое существо; его способность к любви и разуму изуродована он не переживает ни самого себя, ни окружающих его людей во всей полноте человеческой реальности.
Национализм - это наша форма инцеста, наше идолопоклонства, наше безумие.
После того, как великим европейским революциям ХУ11-ХУ111 вв. не удалось превратить "свободу от" в "свободу для", национализм и почитание государства стали симптомами регрессии в инцестуальную фиксацию. Только когда человеку удастся развить свой разум и свою любовь больше, чем это ему удалось сделать до сих пор, только тогда он сможет построить свой мир, который покоится на человеческой солидарности и справедливости, только тогда он почувствует свою укорененность в переживании универсальной человечческой любви, он найдет дорогу к новой форме человеческой укорененности, превратит свой мир в действительно человеческую родину.
4. П е р е ж и в а н и е с а м о т о ж д е с т в е н н о с т и через
индивидуализм или стадный конформизм.
Человек можно определить как живое существо, которое может сказать "Я", которое может осознать самого себя как самостоятельную величину. Животное живет в природе и не трансцендирует себя, оно не осознает себя и у него нет потребности в САМОТОЖДЕСТВЕННОСТИ.
Человек вырван из природы, наделен разумом и представлениями, он должен сформулировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: "Я есть Я". ПОСКОЛЬКУ он не п р о ж и в а е т, а живет, поскольку он утратил первоначальное единство с природой, должен принимать решения, осознавать себя и окружающих его людей в качестве разных лиц, у него ДОЛЖНА БЫТЬ развита способность ощущать себя с у б ъ е к т о м своих действий.
Наряду с потребностью в соотнесенности, укорененности и трансценденции его потребности в самотождественности является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя здоровым, если он не найдет возможность ее удовлетворить.
Самотождественность человека развивается в процессе освобождения от "первичных связей", привязывающих его к матери и природе. Ребенок, который чувствует свое единство с матерью, не может еще сказать "Я", и у него нет этой потребности. Только когда он постигнет внешний мир как нечто отдельное и обособленное от себя, ему удастся осознать самого себя как отдельное существо, и "Я" - это одно из последних слов, которые он употребляет, говоря о самом себе.
В развитии ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАСЫ степень осознания человеком самого себя как отдельного существа зависит от того, насколько он освободился от ощущения тождества клана и насколько далеко продвинулся процесс его индивидуализации.
Член примитивного клана выразит ощущение самотождественности в формуле: "Я есть Мы". Такой человек не может еще понять себя в качестве "индивида", существующего вне группы.
В средневековье человек идентифицирован со своей общественной ролью в феодальной иерархии. Крестьянин не был человеком, который случайно стал крестьянином, а феодал не был человеком, который случайно стал феодалом. Он был крестьянином или феодалом, и чувство неизменности его сословной принадлежности являлось существенной составной частью его самотождественности.
Когда впоследствии произошел распад феодальной системы, ощущение самотождественности было основательно поколеблено и перед человеком остро встал вопрос: "Кто я?", или, точнее сказать: "Откуда я знаю, что я - это я?"
Это именно тот вопрос, который в философской форме сформулировал Декарт. На вопрос о самотождественности он ответил: "Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую". В этом ответе сделан акцент только на опыте "Я" в качестве субъекта МЫСЛИТЕЛЬНОЙ деятельности и упущено из виду то обстоятельство, что "Я" переживается также в процессе ЧУВСТВОВАНИЯ и ТВОРЧЕСКОЙ деятельности.
Западная культура развивалась таким образом, что создала основу для осуществления полного опыта индивидуальности.
Посредством предоставления индивиду политической и экономической свободы, посредством его воспитания в духе самостоятельного мышления и освобождения от любой формы авторитарного давления ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ дать возможность каждому отдельному человеку чувствовать себя в качестве "Я" в том смысле, чтобы он был центром и активным субъектом своих сил и чувствовал себя таковым. НО ЛИШЬ меньшинство достигло такого опыта "Я". Для большинства индивидуализм был лишь фасадом, за которым скрывался тот факт, что человеку НЕ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ индивидуального самоотождествления.
Предпринимались попытки и были найдены некоторые СУРРОГАТЫ индивидуального самоотождествления. "Я - американец", "я" - протестант", "я" - предприниматель - таковы те формулы, которые помогают человеку отождествить себя после того, как им было утрачено первоначальное ощущение тождества клана, и до того, как было найдено НАСТОЯЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
самоотождествление.
До тех пор пока я не отклоняюсь от нормы, пока я являюсь таким же, как другие, я признан ими в качестве "одного из нас", я могу чувствовать себя как "Я". Вместо доиндививидуалистического тождества-клана развивается новое тождество, которое покоится на чувстве несомненной принадлежности к стаду.
За страстным стремлением к статусу и конформизму скрывается та же потребность, и иногда она даже сильнее, чем потребность в физическом выживании. Явное тому доказательство - готовность людей рисковать своей жизнью, жертвовать своей любовью, отказаться от своей свободы и собственного мышления только ради того, чтобы быть членом стада, идти в ногу и достичь таким образом самотождественности, даже если оно ИЛЛЮЗОРНО.