Заключение. Рассмотрев процесс образования и воспитания в германском обществе второй половины XVIII века на основании «Поэзии и правды» И

Рассмотрев процесс образования и воспитания в германском обществе второй половины XVIII века на основании «Поэзии и правды» И. В. Гёте, можно сделать следующие выводы:

К представителям высшего немецкого общества, к которым безусловно относится Иоганн Вольфганг, с точки зрения образования предъявляются следующие требования. Для соответствия общественному статусу надлежит знать иностранные языки, такие как английский, французский, итальянский, латынь, изучение которых в основном происходит в процессе домашнего обучения. Для физического развития и возможности в дальнейшем участвовать в общественной и политической жизни государства (балы, войны, охота и путешествия), необходимы танцы, фехтование, верховая езда. Соответствующее культурное развитие предполагает обучение живописи, игре на музыкальных инструментах, изучение литературы, живописи, архитектуры, естественной истории, математики. Это так же входит в процесс домашнего обучения, в котором в качестве учителей часто участвуют сами родители либо же приглашаются учителя по отдельным предметам, дети допускаются в обширные домашние библиотеки, к домашним коллекциям предметов искусства.

«Популяризация нового воспитательного идеала привела к тому, что как в среде дворянства, так и третьего сословия родители стали чаще посвящать себя воспитанию собственных детей, проводить с ними больше времени, учить чтению, беседовать, обучать правилам хорошего тона и музыке.»[103]

Также абсолютным требованием к мужчинам является наличие определённых профессиональных знаний, соответствующих их социальному статусу. Во второй половине XVIII века одной из наиболее престижных профессий для представителей бюргерского общества стало юридическое дело. Профессиональные знания приобретались в университетах, доступ в которые для женщин не предусматривался. По окончании университета, молодые люди должны были защитить диссертацию и приступить к практике в соответствующей области деятельности.

Требования с точки зрения воспитания молодёжи во второй половине XVIII века в Германии имели пуританскую модель в своей основе. Дети воспитывались на принципах абсолютного послушания и почитания старших. Им прививалась сдержанность, стремление к порядку, трудолюбие и упорство. Формировался круг требований, касающихся поведения в обществе. Вырабатывалась привычка к чтению, посещению театра, вырабатывался определённый художественный вкус. Основная часть воспитательного процесса происходит в кругу семьи, где действуя различными методами, родители формируют из своих детей будущих достойных членов общества. Ориентируясь на своё окружение, на общество, в котором они вращаются, родители стремятся привить своим детям соответствующие личностные качества, которые данное общество полагает необходимыми.

Можно сделать вывод что образование и воспитание играют весьма существенную роль в общественной системе в XVIII веке. На их основе формируется личность будущих членов общества, складывается их мировосприятие, образ мыслей и действий.

Безусловно, общество постоянно стремится к достижению некоего идеала и в соответствии с этим стремлением, предъявляет требования к образованию и воспитанию молодёжи.

Недостаток заключается в том, что желания и устремления родителей могут не совпадать с желаниями детей. Загоняя молодёжь в жёсткие образовательно-воспитательные рамки, родители подавляют их индивидуальность. Предъявляя слишком высокие и, порой, противоречивые требования к молодёжи, общество приводит ее в состояние меланхолии и апатии.

«Повсюду развивался критический дух. Он порождал полемику, преодолевал сопротивление, завоёвывал себе сторонников.» [104] Ярчайшим примером тому может послужить и текст «Поэзии и правды» в той своей части, которая описывает постепенное вхождение И. В. Гёте в Лейпцигское общество, когда он только покинул родной Франкфурт. В восприятии нашего героя происходит глобальная переоценка ценностей: то, что ранее он считал великим и достойным всяческого подражания, аргументированно подвергается критике и признается посредственным. Подчас он, находясь в обществе даже не решается декламировать собственные произведения и отрывки из тех, которые он во множестве заучивал в отрочестве, боясь критики и неприятия.

Жёсткие морально-нравственные и религиозные нормы могут стать причиной возникновения комплекса нереализованных страстей. При наличии соответствующей общему подавленному настрою литературной традиции, о которой упоминает Иоганн Вольфганг, и которая оказывает существенное воздействие на умы молодёжи, достаточно образованной и читающей, может возникнуть проблема массовых самоубийств, которая и описывается в «Поэзии и правде».

С точки зрения Просвещения в целом, немецкое Просвещение имело особую хронологию и отличалось особой ролью университетской среды в целом ряде своих аспектов. Большое внимание уделялось определению естественных прав человека. Возникает вопрос об изменении взаимоотношений между властью и подданными. В немецких землях укоренилась модель Просвещения, исходящего от государя – наставника и покровителя народа.[105] Декларируемая повсеместно забота о процветании подданных не была основным движущим фактором Просвещения, нацеленного во многом на укрепление монаршей власти и поддержание в целом архаичного общественного устройства. Германское Просвещение существовало как особый феномен, но границы его не были чёткими, а сама природа его взывала дискуссии.[106]

Основными принципами, появившимися в эпоху Просвещения стали использование разума и критического подхода во всех сферах человеческой жизни, новый взгляд на мир природы и на внутренний мир человека, стремление реформировать человеческое общество для приближения его к некоему гармоническому идеалу.

Что же касается Иоганна Вольфганга Гёте, он как истинный человек своего времени, обладал колоссальной тягой к знаниям. Он занимался всеми искусствами и науками, стремясь к всестороннему и гармоническому развитию своего ума. При этом «Гёте благодаря своим необычайным дарованиям оставил по себе глубокий след почти во всех областях знания, с которыми он имел дело.»[107]

Он был человеком чуткой и полной сострадания души, стремясь всегда помочь и поддержать людей, в этом нуждающихся. «Великий язычник» Гёте был на деле гораздо более христианином, чем многие из ортодоксальных верующих.[108]

Целью жизни он считал всестороннее развитие всех способностей индивида, упражнение их в борьбе с трудностями и приложение на благо себе и другим людям.[109]

«Баловень судьбы, в течение всей своей долгой и счастливой жизни неустанно стремился он развивать и использовать свои роскошные дарования, и результатом этих стремлений было достижение такого гармонического развития, такого совершенства, какое только доступно человеку.»[110]

Понимая недостатки и опасности общественной жизни XVIII века с точки зрения формирования личности отдельного человека, Иоганн Вольфганг в некоторой степени отстраняется от общества. Его зовут Странником за частые путешествия по лесам и горам, его стремление к уединению воспринимается как проявление дурного нрава людьми, не слишком близко с ним знакомыми. Продолжая в течение всей своей жизни заниматься самообразованием и самовоспитанием, поэт стремится сократить воздействие внешнего мира на мир свой внутренний. Презрением к обществу он защищается от его нападок и необоснованных отрицательных суждений. На основании «Поэзии и правды», перед нами предстаёт величайшая личность, яркий представитель своего общества и своего времени, человек, столкнувшийся в полной мере с достоинствами и недостатками системы образования и воспитания, и целенаправленно сформировавший себя как личность в соответствии со своими устремлениями. Всесторонним развитием своих дарований, ставшим возможным в XVIII веке в эпоху Просвещения, с ее новыми взглядами и подходами, Иоганн Вольфганг подчёркивает безусловные достоинства системы образования и воспитания своего времени. И в то же время, некоторым отстранением от общества, говорит о несовершенстве этого общества и собственно системы образования и воспитания второй половины XVIII века, которая в ряде своих аспектов препятствовала гармоничному формированию личности и полноценному раскрытию его литературного гения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: