Художественная жизнь во время войны

В творческих биографиях многих художников военные годы практически оказались белыми пятнами. В творческом наследии Андре Дерена известны работы начала 1910-х годов, а потом сразу уже 1920-х. В краткой биографии это не сильно бросается в глаза. Как правило, в ней отмечаются только самые значимые творческие периоды и знаковые произведения. В военные годы многим художникам просто было нечем и не на чем работать, не говоря уже о подавленном состоянии, не способствующем творчеству. Размеры работ художников-фронтовиков были достаточно маленькими, а из материалов наиболее доступными были бумага и чернила с углем. Оскар Кокошка рисовал цветными мелками, Отто Дикс – гуашью, Осип Цадкин и Франтишек Купка писали акварелью. Для Фернана Леже самым трудным испытанием на фронте оказалось отсутствие возможности полноценно работать – на передовой он на пнях раскладывал кусочки цветной коры, составляя кубистические композиции.

С началом войны в Париже прекратилось городское строительство, и Модильяни, считавший себя прежде всего скульптором, остался без камня и занялся живописью. Активно и плодотворно занимался живописью и Джино Северини, который почти всю войну провел в Париже. Лидер итальянских футуристов Томазо Маринетти, сам будучи на фронте и не имея возможности заниматься творчеством, призывал Северини «прожить войну визуально» и писать военные поезда, раненых солдат, клиники, госпитали, чтобы эти картины вдохновляли как друзей-художников, так и солдат-фронтовиков. Северини написал такие шедевры, как «Война», «Вооруженный поезд», «Поезд Красного креста». Свои работы он выставил в январе 1916 года в Париже на «Первой футуристической выставке военных картин и этюдов».

Джино Северини. Визуальный синтез идеи «Война». 1914

Война затягивалась. С фронта начали возвращаться художники и поэты, получившие увечья и признанные негодными к дальнейшему прохождению службы – Кислинг, Брак, Сандрар. Надо было как-то приспосабливаться и жить дальше. Грис, Метценже, Брак и Леже, в отсутствие Канвейлера, заключили контракты с Леонсом Розенбергом, а Пикассо в 1918 году с его братом Полем.

До войны большим рынком для французских художников была Германия. Теперь надо было искать другие возможности – в странах с твердой валютой, например, в Скандинавии и США. В ноябре 1916 года удалось организовать выставку французских художников в Осло. Это было достаточно рискованное предприятие – 94 картины решено было отправить на маленьком корабле из Руана. Занимался организацией выставки и отправкой работ неутомимый Моисей Кислинг. Осенью 1916 года в Париже прошла первая персональная выставка Андре Дерена в галерее молодого арт-дилера Поля Гийома.

В марте 1917 года с успехом прошла выставка работ Северини в галерее 291 Альфреда Стиглица в Нью-Йорке, где художник был представлен 25 картинами. Несмотря на финансовые и организационные трудности, американский арт-критик, основатель и организатор Армори Шоу Уолтер Пэч (Walter Pach) не отказался от планов организовать выставку Матисса в Нью-Йорке в 1917 году. В том же году верному другу Мари Лорансен Пьеру-Анри Роше, находившемуся с дипломатической миссией в Нью-Йорке, удалось продать картину Мари «Зебра» другому организатору Армори Шоу Джону Куинну (John Quin).

Обособленность русских художников, многие из которых вернулись из Европы сразу после начала войны и не имевшие контактов с французскими и немецкими художниками в течение нескольких лет, только способствовала дальнейшему развитию русского авангарда.

Афиша «Последней футуристической выставки картин “0,10”». 1915

По стечению обстоятельств русских футуристов не призывали на военную службу до 1916 года. Они продолжали плодотворно работать и создавать поистине революционные произведения. 3 марта 1915 года в Петрограде была открыта «Первая футуристическая выставка картин “Трамвай В”», а 19 декабря 1915 года – «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был выставлен «Черный квадрат» Казимира Малевича, а также его другие супрематические работы. В выставках также принимали участие Н. Альтман, К. Богуславская, М. Васильева, В. Каменский, А. Кириллова, Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, В. Татлин, Н. Удальцова и др. Слово «последняя» в названии выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершение кубофутуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу — беспредметности.

Дальнейшее развитие этого нового этапа состоялось уже после Февральской революции 1917 года, когда демобилизованные художники стали возвращаться в Москву и Петроград.

Фрагмент экспозиции «Последней футуристической выставки картин “0,10”». 1915


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: