Искусство эпохи Средневековья

В начале VII в. в результате распада общины и феодализации индийского об­щества буддизм был вытеснен индуизмом. Поклонение древним индуистским бо­гам, главным образом Шиве, нашло отражение прежде всего в архитектуре. По­скольку храм рассматривался как символ горы Кайласа, на которой обитает бог Шива, он представлял собой наземное сооружение, вырубленное из целой скалы. Такой тип храма назывался ратха.

Поскольку храм магически обеспечивал правителю покровительство богов, долговечное правление и благополучие династии, раджи возводили целые храмо­вые города.


Одним из самых уникальных архитектурных памятников VII в. является грандиозный комплекс в Махабалипураме, состоящий из пяти ратх. Все они представляют собой монолит в форме паралле­лепипеда с многоярусной пира­мидальной крышей, узким прохо­дом внутри и маленькой камерой, куда помещался святейший образ. Из той же скалы были высечены большие фигуры священных жи­вотных: слона, льва, быка, связан­ных с культом Шивы.

Снаружи ратхи украшались скульптурой и орнаментальной резьбой сообразно эстетике прана. Объем планировался таким обра­зом, чтобы при обходе храма ре­льефы и статуи постоянно воз­никали перед взором молящихся, создавая эффект пульсации архи­тектурного объема. Иллюзия усу­гублялась резкими светотеневыми

контрастами: скульптурный декор vЛ.,

r J „ Храм Джармараджаратха. Махаоалипурама

был рассчитан на прямой солнеч­ный свет, поэтому при любом по­ложении солнца та или иная часть рельефа была освещена, отбрасывала тени и усиливала и без того напряженную пластику фигур, придавая им особую вырази­тельность и динамизм.

Идею движения отражалатакже пирамидальная крыша. Она устремлялась вверх уступами и завершалась дисковидным навершием, как бы рассеивающим поток ду­ховной энергии на окружающие земли. Каждый ярус украшался резьбой из расте­ний, цветов, плодов, животных, птиц, скульптурами богов и духов природы, ажур­ными башенками, что усиливало светотеневые контрасты.

С конца VIII в. господствующую роль стали играть наземные каменные храмы, состоящие из трех главных частей: колонного зала - мандаты, святилища - виманы и многоярусной конусообразной башни над святилищем - шикхары.

Лучшим образцом наземной храмовой архитектуры является храм Кандаръя Махадева в Кхаджурахо. Сильно вытянутый в плане храм отдаленно напомина­ет восьмиконечный крест, усложненный множеством колонных выступов, обход­ной галереей, а также дополнительными террасами, сквозь которые внутрь здания проникает дневной свет. Каждый архитектурный объем храма увенчан шикха-рой, стремительно увеличивающейся по высоте и размерам по мере приближения к главной башне над виманой, которая, в свою очередь, оформлена множеством полукруглых конусов, словно вырастающих один из другого. Прихотливость ар­хитектуры дополняется необычайно богатым декором. Храм поднят на высокий каменный постамент, имеющий сложный рельефный профиль, украшенный расти­тельным орнаментом. Архитектура нижней части стены естественно «перераста­ет» в скульптуру, размещенную в ажурных нишах, - многорукого Шивы, Вишну и


Рельефы храма Кандарья Махадева. Кхаджурахо

других божеств индуистского пантеона. На пучках колонн, расположенных до вну­тренним углам храма, помещаются скульптурные композиции. Колонны сплошь покрыты горельефами, предельно выразительными с точки зрения художественной и ритмической пластики. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц -апсар и духов вод - змей-нагинь. Их позы полны живой грации, переданной через «винтообразную», как бы скрученную в талии, фигуру. Занятия девушек носят бы­товой характер: они смотрятся в зеркало, причесываются, подкрашивают ресни­цы, красят ногти. Женские образы, согласно канону, полны изящества и обаяния: голова яйцевидной формы, миндалевидные глаза при слегка опущенном веке, уд­линенные брови, широко раздутые ноздри. Подобный идеал красоты присутству­ет и в индийской поэзии:

Все, что добыли с таким трудом. Из океана боги,

Все это можно найти» поверь»,' В лицах прекрасных женщин. В округлых щеках - луну, аромат. Небесных цветов - в дыханье, Нектар - на губах и смертельный яд -В лукавом смеющемся взгляде.

Другую скульптурную группу составляют эротические пары - своеобразная иллюстрация «Камасутры», руководства по сексу, отличающегося весьма грубой откровенностью. Для индуса эротика являлась одной из трех органично взаимо­действующих сторон жизни: камы (чувственное удовольствие), артхи (практиче­ская польза) и дхармы (религиозные обязанности). Основой такого тантризма яв­ляется половое энергетическое начало.

Скульптура занимала в искусстве средневековой Индии настолько важное ме­сто, что не только украшала стены храмов, но и размещалась вне храмов для со­вершения религиозных обрядов и массовых празднеств. Примером может служить грандиозный рельеф «Нисхождение Гати» в Махабалипураме.

Композиционным центром рельефа является расщелина, обозначавшая русло священ­ной реки» по которой во время церемонии лилась вода, К ней в едином порыве устремля­ются боги, люди и животные. Справа под летящими божественными существами и небес-


ными музыкантами помещены монументальные фигуры слонов в натуральную величину. Духи вод змей-наги плывут по расщелине навстречу Ганге. Слева - мудрецы, брахманы, аске­ты, молящиеся у святилища люди, животные, бог Шива, Вода, столь необходимая для оби­тателей тропического края, служит объектом всеобщего поклонения и определяет главную тему композиции - гимн жизни.

Рельеф «Нисхождение Ранги» пронизан религиозным пафосом и вместе с тем отражает реалистические черты в индийской пластике. Наряду с космическими об­разами выведены забавные и вполне жизненные персонажи: человек с кувшином на плече, спешащий набрать воды, гримасничающие обезьяны, хитрый кот, излов­чившийся под шумок урвать свою добычу.

Особое место в средневековой скульптуре Древней Индии занимает бронзо­вая скульптура, расцвет которой приходится на время правления династии Чолов в Южной Индии (Х-ХП вв.). Сравнительно небольшие статуэтки имели культовый характер и предназначались для религиозных шествий. Они посвящались культу Шивы и изображали святых отшельников, пребывающих в молитвенном экстазе, страшную богиню смерти Кали, нежную супругу Шивы Парвати, самого Шиву в наиболее популярном его образе «царя танца» - Шивы-Натараджи. В этом образе воплотилось религиозно-философская доктрина индуизма о непрерывном движе­нии в абсолютном покое.

Шива-Натараджа. Южная Индия

Шива-Натараджа, символ творческого порыва, изображается танцующим в своем небес­ном чертоге на горе Кайласа в Гималаях. Будучи богом всего сущего, Шива воплощает сли­яние мужского и женского начала, поэтому в правом его ухе удлиненная мужская серьга, в левом -круглая женская. Его танец - движение Вселенной; попирае­мый карлик, в которого упирается правая нога танцора, символизирует материю, а сам Шива - духовное позна­ние. Две ветви «мирового древа», полукругом вырас­тающие из карлика, обозначают материальные силы Вселенной. Шива демонстрирует единство духа и ма­терии. В танце он творит мир, сохраняя и разрушая его одновременно. Поэтому в правой руке божественный танцор держит барабан-дамару - символ пробуждения Вселенной, а в левой - пламя Агни, символ разруше­ния и обновления мира. Вторая правая рука, сильно согнутая в локте, обращена ладонью на зрителя в же­сте покровительства; вторая левая рука указывает на карлика, означая власть духовного над материальным. Глаза Шивы - это солнце и луна, третий глаз во лбу -огонь, разлетающиеся волосы символизируют излуча­емую божеством энергию.

Бронзовые статуи помещались в святилище храма, а в праздничные дни, одетые в сари, украшенные драгоценностями и гирляндами из цветов, на специальных но­силках совершали церемониальное шествие под музыку и танцы.

Танец являлся неотъемлемой частью всякого массового действа и трактовал­ся как «искусство рассказа», поскольку любое чувство и состояние, каждый от­тенок настроения передавались зрителю при помощи целой серии условных тан­цевальных жестов, мимики, голосовых модуляций, особых приемов декламации. Знаменитые индийские танцовщицы - баядеры, исполнявшие при храмах культо­вые функции, запечатлены на рельефах в 108 классических позах индийского танца.

Зарождение культового танца в Индии традиция связывает с религиозными мистериями в честь бога Индры, изображавшими победоносную борьбу богов с


демонами. «Натъяшастра» («Наставление о театральном искусстве») повествует об этом следующим образом:

Индра от имени всех богов попросил Брахму сотворить нечто такое, что развлекло бы их слух и зрение. Брахма создал «Натьяведу» (театральную веду) - действо о победе богов в битве за амриту. Разгневанные асуры, желая сорвать спектакль, проникли на сцену и па­рализовали речь, движение и память танцующих. Тогда возмущенный Индра уничтожил де­монов, метнув в них древко своего знамени.

В дальнейшем все спектакли стали строиться как танцевальная мимическая пан­томима, сопровождаемая пением. Пантомима передавала действия персонажей, ме­сто и продолжительность события, детали обстановки. Например, по походке ви­дели, что делает герой - взбирается в гору, едет в повозке, летит по воздуху; обход сцены несколько раз обозначал дальность расстояния; условные жесты-волную-щийся океан, горы, деревья, животных, птиц и даже ливень, огонь, ветер;

При выходе героя на сцену звучала мелодия, передающая его эмоциональное со­стояние: радость победы, героический порыв, мучительную тоску по возлюблен­ной, охотничий азарт и т.д. При этом каждый персонаж уподоблялся тому или ино­му образу из мира природы: царь отождествлялся со слоном, быком, львом, гусем; аскет - с солнцем, огнем, ветром; царица - с рекою, лунным светом; нежная возлю­бленная - с ланью, лианой, цесаркой. Эти поэтические образы в сочетании с выра­зительной танцевальной мимикой усиливали впечатление от произносимого текста. Например, в одном из гимнов «Ригведы», где речь идет о романтической разлуке царя Пурураваса и апсары Урваши, рассказывается то о слоне, разлученном со сво­ей любимой, то о гусе, мечущемся по озеру в поисках любимой; подружки главной героини поют о двух цесарках, плавающих по заросшему лотосами пруду и опла­кивающих любимую подругу, превращенную в лиану.

Наряду с религиозными мистериями древнеиндийский театр существовал в форме натаки («танцевальное представление»), пракараны («шутка») и бханы («клоунада»),

В натаке при помощи красноречивой танцевальной пантомимы разыгрыва­лись различные драматические ситуации из мифологии или эпоса, как правило из «Рамаяны» и «Махабхараты».

Пракарана была разновидностью смехового народного театра и отражала быт и нравы городских низов из «веселого» квартала: гетер, слуг, евнухов, потаскушек. В ней воспроизводились житейские разговоры, различные мошенничества, пере­бранки, непристойные телодвижения и вольные манеры. Все это сопровождалось музыкальными и плясовыми номерами, всевозможными буффонадами - драками, побоями, бранью.

Бхана представляла собой комический монолог шутовского характера, вложен­ный в уста плутов - видушаки (букв, «ругатель») или виты - остроумного, галант­ного и ловкого горожанина, получившего прекрасное образование, но не имеющего достаточных средств. Вита живет под покровительством богача, которого он раз­влекает своими остротами и помогает в любовных делах, отсюда его тесная связь с «веселым» кварталом.

Наиболее пышные представления устраивались во время религиозных празд­неств, когда в город стекалось множество бродячих трупп. Такие представления-состязания происходили под открытым небом при большом стечении публики и длились около девяти часов. Специальная судейская коллегия подсчитывала очки и награждала победителей денежной премией и флагом. Дворцовые спектакли по­казывались в парках или в специальных театральных помещениях - двухэтажных


кирпичных зданиях прямоугольной формы, внутри которых находились зритель­ный зал, сцена и артистическая комната. Сцена отделялась от зрительного зала за­навесом. В зрительном зале параллельными рядами располагались длинные дере­вянные скамьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: