В начале VII в. в результате распада общины и феодализации индийского общества буддизм был вытеснен индуизмом. Поклонение древним индуистским богам, главным образом Шиве, нашло отражение прежде всего в архитектуре. Поскольку храм рассматривался как символ горы Кайласа, на которой обитает бог Шива, он представлял собой наземное сооружение, вырубленное из целой скалы. Такой тип храма назывался ратха.
Поскольку храм магически обеспечивал правителю покровительство богов, долговечное правление и благополучие династии, раджи возводили целые храмовые города.
Одним из самых уникальных архитектурных памятников VII в. является грандиозный комплекс в Махабалипураме, состоящий из пяти ратх. Все они представляют собой монолит в форме параллелепипеда с многоярусной пирамидальной крышей, узким проходом внутри и маленькой камерой, куда помещался святейший образ. Из той же скалы были высечены большие фигуры священных животных: слона, льва, быка, связанных с культом Шивы.
|
|
Снаружи ратхи украшались скульптурой и орнаментальной резьбой сообразно эстетике прана. Объем планировался таким образом, чтобы при обходе храма рельефы и статуи постоянно возникали перед взором молящихся, создавая эффект пульсации архитектурного объема. Иллюзия усугублялась резкими светотеневыми
контрастами: скульптурный декор v „ Л.,
r J „ Храм Джармараджаратха. Махаоалипурама
был рассчитан на прямой солнечный свет, поэтому при любом положении солнца та или иная часть рельефа была освещена, отбрасывала тени и усиливала и без того напряженную пластику фигур, придавая им особую выразительность и динамизм.
Идею движения отражалатакже пирамидальная крыша. Она устремлялась вверх уступами и завершалась дисковидным навершием, как бы рассеивающим поток духовной энергии на окружающие земли. Каждый ярус украшался резьбой из растений, цветов, плодов, животных, птиц, скульптурами богов и духов природы, ажурными башенками, что усиливало светотеневые контрасты.
С конца VIII в. господствующую роль стали играть наземные каменные храмы, состоящие из трех главных частей: колонного зала - мандаты, святилища - виманы и многоярусной конусообразной башни над святилищем - шикхары.
Лучшим образцом наземной храмовой архитектуры является храм Кандаръя Махадева в Кхаджурахо. Сильно вытянутый в плане храм отдаленно напоминает восьмиконечный крест, усложненный множеством колонных выступов, обходной галереей, а также дополнительными террасами, сквозь которые внутрь здания проникает дневной свет. Каждый архитектурный объем храма увенчан шикха-рой, стремительно увеличивающейся по высоте и размерам по мере приближения к главной башне над виманой, которая, в свою очередь, оформлена множеством полукруглых конусов, словно вырастающих один из другого. Прихотливость архитектуры дополняется необычайно богатым декором. Храм поднят на высокий каменный постамент, имеющий сложный рельефный профиль, украшенный растительным орнаментом. Архитектура нижней части стены естественно «перерастает» в скульптуру, размещенную в ажурных нишах, - многорукого Шивы, Вишну и
|
|
Рельефы храма Кандарья Махадева. Кхаджурахо
других божеств индуистского пантеона. На пучках колонн, расположенных до внутренним углам храма, помещаются скульптурные композиции. Колонны сплошь покрыты горельефами, предельно выразительными с точки зрения художественной и ритмической пластики. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц -апсар и духов вод - змей-нагинь. Их позы полны живой грации, переданной через «винтообразную», как бы скрученную в талии, фигуру. Занятия девушек носят бытовой характер: они смотрятся в зеркало, причесываются, подкрашивают ресницы, красят ногти. Женские образы, согласно канону, полны изящества и обаяния: голова яйцевидной формы, миндалевидные глаза при слегка опущенном веке, удлиненные брови, широко раздутые ноздри. Подобный идеал красоты присутствует и в индийской поэзии:
Все, что добыли с таким трудом. Из океана боги,
Все это можно найти» поверь»,' В лицах прекрасных женщин. В округлых щеках - луну, аромат. Небесных цветов - в дыханье, Нектар - на губах и смертельный яд -В лукавом смеющемся взгляде.
Другую скульптурную группу составляют эротические пары - своеобразная иллюстрация «Камасутры», руководства по сексу, отличающегося весьма грубой откровенностью. Для индуса эротика являлась одной из трех органично взаимодействующих сторон жизни: камы (чувственное удовольствие), артхи (практическая польза) и дхармы (религиозные обязанности). Основой такого тантризма является половое энергетическое начало.
Скульптура занимала в искусстве средневековой Индии настолько важное место, что не только украшала стены храмов, но и размещалась вне храмов для совершения религиозных обрядов и массовых празднеств. Примером может служить грандиозный рельеф «Нисхождение Гати» в Махабалипураме.
Композиционным центром рельефа является расщелина, обозначавшая русло священной реки» по которой во время церемонии лилась вода, К ней в едином порыве устремляются боги, люди и животные. Справа под летящими божественными существами и небес-
ными музыкантами помещены монументальные фигуры слонов в натуральную величину. Духи вод змей-наги плывут по расщелине навстречу Ганге. Слева - мудрецы, брахманы, аскеты, молящиеся у святилища люди, животные, бог Шива, Вода, столь необходимая для обитателей тропического края, служит объектом всеобщего поклонения и определяет главную тему композиции - гимн жизни.
Рельеф «Нисхождение Ранги» пронизан религиозным пафосом и вместе с тем отражает реалистические черты в индийской пластике. Наряду с космическими образами выведены забавные и вполне жизненные персонажи: человек с кувшином на плече, спешащий набрать воды, гримасничающие обезьяны, хитрый кот, изловчившийся под шумок урвать свою добычу.
Особое место в средневековой скульптуре Древней Индии занимает бронзовая скульптура, расцвет которой приходится на время правления династии Чолов в Южной Индии (Х-ХП вв.). Сравнительно небольшие статуэтки имели культовый характер и предназначались для религиозных шествий. Они посвящались культу Шивы и изображали святых отшельников, пребывающих в молитвенном экстазе, страшную богиню смерти Кали, нежную супругу Шивы Парвати, самого Шиву в наиболее популярном его образе «царя танца» - Шивы-Натараджи. В этом образе воплотилось религиозно-философская доктрина индуизма о непрерывном движении в абсолютном покое.
|
|
Шива-Натараджа. Южная Индия |
Шива-Натараджа, символ творческого порыва, изображается танцующим в своем небесном чертоге на горе Кайласа в Гималаях. Будучи богом всего сущего, Шива воплощает слияние мужского и женского начала, поэтому в правом его ухе удлиненная мужская серьга, в левом -круглая женская. Его танец - движение Вселенной; попираемый карлик, в которого упирается правая нога танцора, символизирует материю, а сам Шива - духовное познание. Две ветви «мирового древа», полукругом вырастающие из карлика, обозначают материальные силы Вселенной. Шива демонстрирует единство духа и материи. В танце он творит мир, сохраняя и разрушая его одновременно. Поэтому в правой руке божественный танцор держит барабан-дамару - символ пробуждения Вселенной, а в левой - пламя Агни, символ разрушения и обновления мира. Вторая правая рука, сильно согнутая в локте, обращена ладонью на зрителя в жесте покровительства; вторая левая рука указывает на карлика, означая власть духовного над материальным. Глаза Шивы - это солнце и луна, третий глаз во лбу -огонь, разлетающиеся волосы символизируют излучаемую божеством энергию.
Бронзовые статуи помещались в святилище храма, а в праздничные дни, одетые в сари, украшенные драгоценностями и гирляндами из цветов, на специальных носилках совершали церемониальное шествие под музыку и танцы.
Танец являлся неотъемлемой частью всякого массового действа и трактовался как «искусство рассказа», поскольку любое чувство и состояние, каждый оттенок настроения передавались зрителю при помощи целой серии условных танцевальных жестов, мимики, голосовых модуляций, особых приемов декламации. Знаменитые индийские танцовщицы - баядеры, исполнявшие при храмах культовые функции, запечатлены на рельефах в 108 классических позах индийского танца.
|
|
Зарождение культового танца в Индии традиция связывает с религиозными мистериями в честь бога Индры, изображавшими победоносную борьбу богов с
демонами. «Натъяшастра» («Наставление о театральном искусстве») повествует об этом следующим образом:
Индра от имени всех богов попросил Брахму сотворить нечто такое, что развлекло бы их слух и зрение. Брахма создал «Натьяведу» (театральную веду) - действо о победе богов в битве за амриту. Разгневанные асуры, желая сорвать спектакль, проникли на сцену и парализовали речь, движение и память танцующих. Тогда возмущенный Индра уничтожил демонов, метнув в них древко своего знамени.
В дальнейшем все спектакли стали строиться как танцевальная мимическая пантомима, сопровождаемая пением. Пантомима передавала действия персонажей, место и продолжительность события, детали обстановки. Например, по походке видели, что делает герой - взбирается в гору, едет в повозке, летит по воздуху; обход сцены несколько раз обозначал дальность расстояния; условные жесты-волную-щийся океан, горы, деревья, животных, птиц и даже ливень, огонь, ветер;
При выходе героя на сцену звучала мелодия, передающая его эмоциональное состояние: радость победы, героический порыв, мучительную тоску по возлюбленной, охотничий азарт и т.д. При этом каждый персонаж уподоблялся тому или иному образу из мира природы: царь отождествлялся со слоном, быком, львом, гусем; аскет - с солнцем, огнем, ветром; царица - с рекою, лунным светом; нежная возлюбленная - с ланью, лианой, цесаркой. Эти поэтические образы в сочетании с выразительной танцевальной мимикой усиливали впечатление от произносимого текста. Например, в одном из гимнов «Ригведы», где речь идет о романтической разлуке царя Пурураваса и апсары Урваши, рассказывается то о слоне, разлученном со своей любимой, то о гусе, мечущемся по озеру в поисках любимой; подружки главной героини поют о двух цесарках, плавающих по заросшему лотосами пруду и оплакивающих любимую подругу, превращенную в лиану.
Наряду с религиозными мистериями древнеиндийский театр существовал в форме натаки («танцевальное представление»), пракараны («шутка») и бханы («клоунада»),
В натаке при помощи красноречивой танцевальной пантомимы разыгрывались различные драматические ситуации из мифологии или эпоса, как правило из «Рамаяны» и «Махабхараты».
Пракарана была разновидностью смехового народного театра и отражала быт и нравы городских низов из «веселого» квартала: гетер, слуг, евнухов, потаскушек. В ней воспроизводились житейские разговоры, различные мошенничества, перебранки, непристойные телодвижения и вольные манеры. Все это сопровождалось музыкальными и плясовыми номерами, всевозможными буффонадами - драками, побоями, бранью.
Бхана представляла собой комический монолог шутовского характера, вложенный в уста плутов - видушаки (букв, «ругатель») или виты - остроумного, галантного и ловкого горожанина, получившего прекрасное образование, но не имеющего достаточных средств. Вита живет под покровительством богача, которого он развлекает своими остротами и помогает в любовных делах, отсюда его тесная связь с «веселым» кварталом.
Наиболее пышные представления устраивались во время религиозных празднеств, когда в город стекалось множество бродячих трупп. Такие представления-состязания происходили под открытым небом при большом стечении публики и длились около девяти часов. Специальная судейская коллегия подсчитывала очки и награждала победителей денежной премией и флагом. Дворцовые спектакли показывались в парках или в специальных театральных помещениях - двухэтажных
кирпичных зданиях прямоугольной формы, внутри которых находились зрительный зал, сцена и артистическая комната. Сцена отделялась от зрительного зала занавесом. В зрительном зале параллельными рядами располагались длинные деревянные скамьи.