Искусство поздней империи

Интенсивное строительство в провинциях продолжалось и при так называемых солдатских императорах, первым из которых был ставленник легионеров Септи-мий Север.

Наиболее важным в архитектурных сооружениях времен Септимия Севера были размер и декор здания. Выдающимся архитектурным памятником той поры являются грандиозные термы, отстроенные уже при Каракалле. Строительство их было вызвано необходимостью занять огромные массы римского плебса, боль­шую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. Термы -типичное для римских городов общественное сооружение. Расположенные в цен­тре города, они не имели узко практического назначения, в них ходили не только для мытья, массажа и гимнастических упражнений, но и для того, чтобы позанимать­ся в читальных залах и библиотеках, погулять в тенистом саду, сидя в специально оборудованном амфитеатре, понаблюдать за выполнением различных физических упражнений, побеседовать с друзьями в комнатах для игр и отдыха.

Термы Каракаллы представляли собой сложный комплекс построек общей площадью 12 га, окруженный обширным парком с фонтанами и бассейнами, ста­дионом и библиотеками. К термам примыкала просторная палестра - открытая

1 Экседра - полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед.


площадь для гимнастических упражнений, окруженная мраморными портиками. Сквозь многочисленные и обширные колоннады, прорезывающие весь комплекс, открывались красивые виды. Несколько колоннад вели в раздевальню и плава­тельный бассейн. Мыться в термах могли одновременно свыше полутора тысяч человек. Термы имели сложную систему отопления: в полах, стенах и сводах были оставлены пустоты, по которым шел теплый воздух.

План терм, строго симметричный, предусматривал размещение главных час­тей здания: бассейна для плавания, холодной и теплой бань, зала с горячими ван­нами и парильней - по одной оси. Но эта присущая римлянам классическая яс­ность и простота планировки дополнялась богатым оформлением интерьера. Здание было построено из известняка, но стены облицованы мрамором. Все по­мещения имели разную конфигурацию - прямоугольную, круглую, квадратную. Большой плавательный бассейн под открытым небом был окружен с трех сторон колоннадой из розовой брекчии1.

Полы в термах были выложены цветным мрамором и многокрасочными мо­заиками, причем мозаики покрывали не только полы, но и нижнюю часть стен. Стены украшены рельефами. Драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло широко использовались при отделке терм. В многочисленных нишах и между колоннами стояли статуи. Причем это были не только отдельно стоящие статуи атлетов, судей и купальщиков, но и скульптурные композиции. Именно в термах Каракаллы находились такие прославленные мраморные группы, как «Фарнезский бык» и «Лаокоон».

Скульптура поздней империи отмечена двумя основными чертами: сложно­стью композиции и ярко выраженным драматизмом. Мастера того времени люби­ли создавать многофигурные композиции, предпочитая сцены охоты, сражения, борьбы, в которых ощущалась экспрессия. При этом впечатление драматизма до­стигалось не только сюжетом, но и техникой исполнения. Использование бурава для обработки мрамора обусловливало резкий контраст между теневыми и ярко освещенными местами рельефа, что вызывало как бы внутреннюю тревогу. Одна­ко применение такой техники для изображения сложных драматических ситуаций привело к утрате гармонии скульптурных объемов. Чувство пластичности в позд-неантичной скульптуре исчезло, уступив место графическому пониманию формы. Но скульпторы III в. на редкость удачно умели выбирать материал, и внешний вид камня служил своеобразной метафорой пластическому образу. Почти все портрет­ные бюсты «солдатских» императоров (Каракаллы, Филиппа Аравитянина, Мак-симина Дазы) выполнены из грубого, шершавого, почти необработанного мрамора или порфира, что соответствовало их натуре. Женские портреты, напротив, вы­полнялись из нежного, белого, чуть прозрачного мрамора, настолько отполиро­ванного, что он казался скользким, как, впрочем, и многие женские прототипы.

Установление в конце III в. в Римской империи неограниченной монархии, предполагавшей поклонение императору как божеству, обусловило особенности скульптуры того периода. Во всем просматривалось следование установленному канону. В позах и жестах чувствуется скованность; однообразно и жестко ниспа­дают складки тог; выражение лиц то высокомерно-брезгливое, то подозритель­ное. В скульптурных портретах находили отражение не личные, индивидуальные качества характера, а общие понятия силы, властности, жестокости. Таковы, на­пример, сохранившаяся огромная голова Константина и статуи магистратов.

1 Брекчия - сцементированная обломочная горная порода, сложенная угловатыми кусочками раз­мером 1 см и более.


То величие гармонически разви­той личности, к выражению кото­рого всегда стремились античные скульпторы, навсегда исчезло из позднеримских статуй и многофи­гурных композиций. Особенно на­глядно это проявилось в рельефах триумфальной арки Константина, где плоские, почти одинаковые фи­гурки людей в сценах празднества, торжественных собраний, триум­фального шествия кажутся застыв­шими манекенами.

Колосс Константина. Фрагмент. Дворец Консерваторов. Рим

Арка была воздвигнута в честь победы Константина над его сопра­вителем Максенцием, с которым они делили власть после смерти Диок­летиана. Это произошло в 312 г. Христианская легенда гласит, что в' решающий момент битвы над Кон­стантином появился крест с надпи­сью «Сим победишь». Бог христи­ан был признан подателем победы и личным патроном Константина. Внешне казавшаяся событием меж­доусобной борьбы за императорскую власть, эта битва предварила начало новой христианской эпохи всемир­ной истории. Константин был последовательным продолжателем многочисленных реформ Диоклетиана, но в области религиозной политики - принципиальным его противником. Константин оценил силу церковной организации и авторитет хри­стианства среди самых различных слоев населения. Он понял, что христианство и его мощная церковная организация могут быть прочной основой власти импера­тора. В 313 г. был издан «Миланский эдикт», согласно которому христианская церковь была признана законной.

В 326 г. Константин начал строительство новой столицы, названной его име­нем, а в 330 г. уже освятил ее. Границы города он определил сам. Согласно тра­диции, он копьем начертил на земле расположение будущих городских стен, кото­рые, смыкаясь кольцом, включили в себя семь холмов по берегам залива Золотой Рог и Мраморного моря. Размеры Константинополя в пять раз превышали терри­торию, занимаемую греческим городом Византием, с древних времен стоявшим на этом месте. Константин хотел, чтобы его город и размером, и блеском затмил Рим. Константинополь создавался под влиянием и римской, и эллинистической ар­хитектуры. Планировка города как военного лагеря, обнесенного прямоугольны­ми стенами, и проложенные под прямым углом широкие мощеные улицы несли печать чисто римской архитектуры. Наличие форума, курии, претории, базили­ки, Капитолия, амфитеатров, ипподрома также соотносилось с римской традици­ей. Улицы с колоннадами, обилие портиков, устройство домов, грандиозность и пышность убранства общественных построек являлись отзвуком культуры элли­нистической.


Ипподром в Константинополе. Стамбул

Главными вратами, оформлявшими въезд в город, стали Золотые ворота, как в Иерусалиме. Центральную улицу украшали многочисленные античные скульп­туры, привозившиеся со всех частей древнего мира. Форум представлял собой овальную площадь, завершенную по сторонам овала триумфальными арками, а по центру украшенную античной колонной со статуей Аполлона, которую впоследст­вии заменили скульптурой с изображением Константина, а затем Феодосия.

Центром культурной и общественной жизни города был ипподром. Так же как цирко Массимо, это был сильно вытянутый эллипс, с северного торца которого располагался вход, а на южном - аркада с колоннами. Императорская ложа, нахо­дившаяся в центре восточных трибун, соединялась крытым проходом с дворцом. Подиум, деливший по длине поле ипподрома, также был богато декорирован. Для его украшения привезли самые замечательные древние памятники: змеиную ко­лонну из Дельф, ствол которой представлял собой трех перевившихся змей, еги­петский обелиск, бронзовых коней легендарного древнегреческого скульптора Лисиппа.

Константинополь строился как церковный центр с сильной императорской вла­стью. При строительстве храмов использовались два типа построек, имевших в ан­тичности светское назначение.

Первый тип храмовых зданий имел в плане квадрат, круг или крест и предна­значался для крестилен. Такого типа храмы воздвигались на месте погребения и каз­ни христиан. Вторым типом стала базилика - вытянутое здание прямоугольной фор­мы, внутреннее пространство которого разделено колоннадой на три,- пять нефов, с более высоким центральным нефом и полукруглым выступом на одной из его уз­ких сторон - апсидой, где находился алтарь.

Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Христианские священники срав­нивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть под-


черкнуто строг, зато внутри богато декорирован. Богатство оформления интерьера создавалось прежде всего мозаиками и многочисленным резным декором капите­лей, карнизов.

Искусство «мерцающей живописи» (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Ее пре­обладание над скульптурой возрастало по мере того, как скульптурные изобра­жения, напоминающие языческих богов, все более отвергались.

Сюжетные композиции и отдельные орнаментальные фрагменты были поза­имствованы из римских катакомб, где тайно собирались первые христиане, где в по­гребальных камерах они хоронили своих единоверцев и где принимали причастие. Все изображения носили символический характер, дабы скрыть смысл от непо­священных язычников. Язык символов оказался универсальным. С его помощью можно было передать отвлеченное понятие, многозначность, поэтому даже после объявления христианства господствующей религией он сохранился и продолжал развиваться.

К числу наиболее часто встречающихся в катакомбах символов Иисуса Христа относятся виноградная лоза, пастух, рыба. Сцены сбора винограда, повторяю­щиеся мотивы виноградной лозы можно было принять за язьгаеские сюжеты, а между тем виноград являлся символом Христа и имел евхаристический смысл1 В Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса: «Я есмь виноградная лоза, а Отец мой - виноградарь» (от Иоанна 15; 1). Из винограда получают виноградное вино - символ его крови, пролитой ради искупления грехов людей. Вином при­чащал Иисус Христос апостолов на Тайной вечере, сказав им: «...сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (от Луки 22; 20).

Христос изображался также в виде пастуха, безбородого юноши в свободной ко­роткой тунике. Язычники, преследовавшие христиан, могли принять такое изобра­жение за бога Гермеса. Но сами христиане видели в этом образе намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ. Этот древнейший образец иконографии Пастыря Доброго восходит к речению Иисуса из Евангелия от Иоанна:

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; Я есмь пастырь добрый, Я знаю Моих, и Мои знают Меня. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть: и они ус­лышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (от Иоанна 10; 11 -16).

Изображение Христа как Доброго Пастыря с овцой на плечах оставалось ос­новным и после официального признания христианства.

Символами Христа были деревянный крест или дерево с пасущимися вокруг овцами - человеческими душами. Нередко Иисус обозначался свастикой, древним символом солнца, поскольку для христиан он являлся светом мира.

Еще чаще встречалось изображение рыбы. Так как по-гречески рыба звучит как «ихтюс», это обусловило ее дешифровку по буквам: Иисус Христос, теу юйос сотер - Иисус Христос - Божий Сын - Спаситель. В раннехристианской литера­туре Иисуса также называли небесной Рыбой, а христиан - рыбаками. И неслу­чайно Иисус, живя в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, набирал себе учеников из числа рыбаков.

1 Евхаристия (от греч. eucharistia) - причащение, в христианстве одно из главных таинств. Со­гласно христианскому вероучению, в хлебе и вине, которые вкушают во время службы верующие, воплощены тело и кровь Христа.


Рыбы, ягнята, голуби - триединый образ, охватывающий всю жизнь христи­анской души. Как рыбы нуждаются в воде, так и христиане нуждаются в воде благодати. «Мы маленькие рыбки, - писал христианский богослов и писатель Тертуллиан, - вслед за нашим Иисусом Христом в воде благодати рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми». Как овцы идут за пастырем, так и христиане следуют в земной жизни, слушая голос Иисуса Христа. И, как голубь, отрешаясь от тела, взлетает душа на внемирные пажити.

Изображение павлина как символа вечности, достаточно редко встречающееся в римских катакомбах, было довольно распространенным в мозаиках, украшающих константинопольские церкви. Синий фон, на котором размещались рыбы, павли­ны, голуби, напоминал об их небесной сущности.

Алтарную апсиду украшала Оранта, женщина, молящаяся по-древнему, с поднятыми руками. Этот образ также был взят из римских катакомб, где он трактовался по-разному в зависимости от места: на стене погребальной каме­ры Оранта символизировала душу усопшего; в специальных комнатах, располо­женных в верхнем ярусе катакомб, где христиане собирались для проповедей и евхаристии, Оранта означала церковь; в апсиде этот образ трактовался как образ Девы Марии.

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в предпола­гающую и строго установленную систему изображения - иконографию.

После смерти Константина в 337 г. и кровавой междоусобной борьбы, в ре­зультате которой были перебиты все сыновья Константина, власть сосредоточилась в руках его племянника Юлиана, чудом уцелевшего в Афинах.

Юлиан, прозванный Отступником, попытался восстановить язычество, запре­тил христианам преподавание в школах, вернул языческим жрецам захваченные христианами земли. Но так как его религиозная политика была обращена к про­шлому, успеха она не имела. После смерти Юлиана христианство вернуло свои прежние позиции.

Феодосии Великий был последним властителем всей Римской империи; в 395 г. власть перешла к его сыновьям: к Аркадию на востоке и Гонорию на западе. Фак­тически стали существовать два самостоятельных государства: Западная империя с церковным центром в Риме и светским в Равенне и Восточная - с единым центром в Константинополе. Процесс исторического и культурного развития пошел разны­ми путями. Великая Римская империя прекратила свое существование.


КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВЕКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: