Содержание работы по социально-трудовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Во многих детских домах-интернатах имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3 — 4 месяцев выявляются их возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности. Затем на основании заключения врачей и педагогов воспитанники направляются в учебные группы соответственно их психофизическим возможностям.

Проблемы выявления потенциальных возможностей этих детей, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора этих детей в различные коррекционные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих лиц в общество.

В классе обучаются 8—10 человек, с которыми занимаются педагоги-дефектологи. В таких центрах обычно имеются логопедический кабинет, класс социальной адаптации, методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Дети,

нуждающиеся в лечебной физкультуре, занимаются в кабинете ЛФК. Атмосфера в центрах максимально приближена к домашней.

Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей, работа с ними должна быть расширена путем увеличения времени, отведенного на занятия по арттерапии (музыка и пение, изобразительная деятельность, театрализованные игры и т.п.). Необходимо продолжить разработку педагогических технологий для работы с учащимися, подготовив частные методики по общеобразовательным предметам. Следует направить усилия на создание специализированных компьютерных обучающих программ для этих учащихся, учитывая уже имеющийся в этой области опыт.

Таким образом, в нашей стране организация помощи детям с тяжелой умственной отсталостью претерпевает существенные изменения. Открыты центры ранней коррекционной помощи этим детям, разработаны организация, содержание и методы работы с ними.

Наблюдается положительная тенденция отхода от содержания детей в больших домах-интернатах и организация реабилитационных центров с небольшим числом воспитанников. Открываются специальные классы в школах для детей с умственной отсталостью. Их преимущество состоит в том, что ребенок живет в семье и воспитывается в нормальных средовых условиях. Родители получили возможность выбирать такое учреждение, которое больше соответствует психофизическому развитию их ребенка и укладу семьи.

В специальной педагогике идет активный поиск наиболее оптимальных форм организации образовательной среды для этой категории детей, разрабатываются инновационные программы их обучения. Ставится задача непрерывности процесса социализации этих лиц с целью их интеграции в общество.

В помощь родителям издаются книги, образовательные журналы, предусматривающие обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счетные операции, у них формируется и развиваются различные формы коммуникации. Естественно, что педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам учителями-дефектологами, использующими соответствующие принципы и методы коррекции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: