Тема 8. Дети с умственной отсталостью. Дети с недоразвитием познавательной сферы. Психическое недоразвитие

Исследования Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева дают основания относить к умственной отсталости – стойкое и необратимое снижение познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

С.Д.Забрамная даёт следующее определение: «Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических поражений ЦНС. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие».

Характеристики детей с умственной отсталостью (по Ю.В.Саенко):

1. Недоразвитие познавательных процессов. Низкая потребность в познании. Не полное, искажённое представление об окружающей действительности.

2. Нарушения восприятия: узость объёма, нарушение избирательности, пассивность, замедленный темп, не дифференцированность. Трудность восприятия пространства и времени.

3. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Не развито абстрактное мышление. Дети не понимают причинно-следственных связей. Низкий уровень обобщения. Несовершенство анализа и синтеза. Не критичность. Отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия.

4. Память. Слабость памяти, которая проявляется в затруднении процесса воспроизведения. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Особенность памяти – эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за её общей слабости.

5. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью.

6. Речь. Страдают все стороны речи- фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. Активный словарь гораздо беднее пассивного. Снижена потребность в речевом общении.

7. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.

8. Эмоционально-волевая сфера. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Неустойчивы. Переживания поверхностны. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, внушаемостью. Отсутствуют самостоятельность, целеустремлённость, инициативность.

9. Деятельность. Мотивация характеризуется неустойчивостью. Недоразвита целенаправленная деятельность, трудности самостоятельного планирования деятельности. Ребёнок не критичен к своей работе.

10. Личность. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны. Преобладающими являются элементарные органические потребности. Поведение стереотипное. С трудом формируются абстрактные понятия.

Классификация умственной отсталости, принятая до недавнего времени.

Олигофрения (понятие не принято во многих странах)– форма умственной отсталости, возникающая до развития речи у ребёнка.

Это группа различных по происхождению и течению болезненных изменений, проявляющихся в общем недоразвитии психики.

Причины олигофрении:

1. инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха, грипп и пр.);

2. паразитарные заболевания (токсоплазмоз);

3. травматическое поражение плода, родовые травмы, асфиксии;

4. патологическая наследственность (умственная отсталость родителей);

5. нарушение хромосомного набора (болезнь Дауна);

6. нарушение эндокринной системы (сахарный диабет);

7. несовместимость матери и плода по резус-фактору;

8. алкоголизм и курение матери;

9. интоксикация лекарственными препаратами;

10. нейроинфекции (менингит, черепно-мозговые травмы и пр.) – в период после рождения.

Перечисленные факторы воздействуют на нервную систему в период её закладки, на первых этапах формирования, интенсивной дифференциации и миелинизации.

Степени олигофрении, которые до недавнего времени были приняты в России:

Дебильность – наиболее лёгкая из существующих и наиболее часто встречающаяся степень умственной отсталости. Дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

Имбецильность - средняя по глубине степень умственной отсталости. Специфика и выраженность олигофренического слабоумия выступают при имбицильности с большей отчётливостью. В физическом облике чаще, чем при дебильности, наблюдаются различные дисплазии телосложения, церебрально-эндокринные расстройства.

Идиотия наиболее тяжёлая степень олигофрении. Мышление по существу отсутствует (алогия). Деятельность по существу отсутствует. Часты грубые дефекты физического развития: выраженные дисплазии телосложения, пороки развития кожи, внутренних органов, эндокринно-обменные расстройства.

В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых. Согласно данной классификации выделяют четыре клинические группы по степени выраженности дефекта: с лёгкой, умеренной, тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости.

Среди классификаций олигофрении, основанных на клинико-патологических принципах, в нашей стране наиболее популярной является классификация предложенная М.С.Певзнером:

1. Основная форма или неосложнённая форма олигофрении. Основной симптом - низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления.

Основные характеристики: диффузное, относительно поверхностное поражение корковых структур, сохранность подкорковых структур и ликвообращения. Недоразвитие познавательной сферы. Ребёнок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно.

2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Основные характеристики: лёгкая возбудимость, расторможенность, низкая работоспособность или вялость и заторможенность.

3. Олигофрения в сочетании с нарушенной речью.

Основные характеристики: сочетание диффузного поражения всей коры с более глубоким поражением в области речевых зон левого полушария. Стойко нарушено фонематическое восприятие.

4. Олигофрения с нарушением пространственного восприятия. Основные характеристики: диффузное поражение коры больших полушарий сочетается с локальным поражением в теменно-затылочной области левого полушария. Нарушение пространственного восприятия затрудняет процесс овладения представлением о числе.

5. Олигофрения с недоразвитием личности в целом.

Основные характеристики: резко изменена вся система потребностей и мотивов, могут возникать патологические наклонности. Диффузное поражение коры больших полушарий сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей. Грубое нарушение моторики. Некритичность, неадекватность оценки ситуаций. Сохранны сенсорная и моторная стороны речи, но значительно нарушена её регулирующая функция.

6. Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения.

Основные характеристики: грубость, недисциплинированность, патологические влечения. Моральные нормы не регулируют поведение. Диффузное поражение поры головного мозга сочетается с наличием подкорковых очагов.

Деменция (приобретённое слабоумие) – форма умственной отсталости, проявляющаяся в стойком ущербе или прогрессирующем распаде уже развитого до определённой степени интеллекта, памяти, эмоционально-волевой сферы. Возникает после трёх лет.

Причины деменции: шизофрения, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, менингоэнцефалит, нарушения обмена веществ.

Рекомендуемая литература по теме:

Азбукин Д.И. Клиника олигофрении. М., 1936.

Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения. М., 2003.

Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л.В.Занкова М., 1940.

Выготский

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Умственная отсталость. СПб., 2001.

Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1981.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.,2003.

Кащенко В.П. Исключительные дети. М., 1926.

Певзнер М.С. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск, 1992.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Умственно отсталый ребёнок / Под ред. А.Р.Лурия. М., 1960.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Шпек О. Люди с умственной отсталостью. М., 2003.

http:// chuprov.boom.ru /chuprov/ new

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.autism. Ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните содержание понятий «умственная отсталость» и «деменция». 2. Может ли служить неуспеваемость школьника единственным основанием для диагностики у него умственной отсталости? Почему?

3. Если ваш ответ «нет», то какие наиболее распространённые причины неуспеваемости вы можете назвать?

4.Дайте характеристику каждого из уровней олигофрении.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое олигофрения?

2. Каковы основные причины олигофрении?

3. Какие уровни олигофрении принято выделять?

4. Какие клинические формы олигофрении выделил М.С.Певзнер?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: