Повреждённое психическое развитие – нарушение развития, которое характеризуется распадом ранее сформированных функций под воздействием вредных факторов.
Повреждённое развитие – имеет ту же этиологию, что и органическое недоразвитие и ЗПР: наследственные заболевания; пренатальные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС. Основное отличие повреждённого развития от олигофрении в более позднем (после 2-3 лет) патологическом воздействии.
По мнению В.В.Лебединского характерной моделью повреждённого развития является положительная деменция. Характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т.д.?) с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). В старшем детском возрасте возможно и первичное повреждение лобных систем. Выпадение отдельных частных корковых функций сопровождаются расстройствами эмоциональной сферы. Повреждение ведёт к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
|
|
Деменция (приобретённое слабоумие) – форма умственной отсталости, проявляющаяся в стойком ущербе или прогрессирующем распаде уже развитого до определённой степени интеллекта, памяти, эмоционально-волевой сферы. Возникает после трёх лет.
Причины деменции: шизофрения, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, менингоэнцефалит, нарушения обмена веществ. Деменция возникает или начинает прогрессировать после 2-3 лет.
Прогноз психического развития неблагоприятный, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
Рекомендуемая литература по теме:
Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. –М., Изд-во МГУ, 1985.
Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.
Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.
Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.
Хрестоматия. Психология детей с нарушениями психического развития. -СПб, 2001.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.
http:// chuprov.boom.ru
http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml
http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156
http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm
Тема 12. Искаженное психическое развитие.