Тема 13. Коррекция и компенсация нарушенного развития

Коррекция -(от лат. correktio – исправление)

Коррекция отклоняющегося развития – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

1) коррекция отдельных дефектов и их последствий;

2) целостное влияние на личность ребёнка.

По мнению И.А.Шаповал:

· коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс;

· коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными и приспособление происходит, прежде всего, за счет интенсивного использования сохранных анализаторов;

· коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине (например, нарушение произношения у глухих)

Коррекционно-воспитательная работа – коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребёнка.

Компенсация психологическая - процесс, направленный на достижение или восстановления чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных сферах жизни.

Компенсация нарушения (дефекта) – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

Одна из главных задач специальной психологии – поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.

И.А.Шаповал считает, что компенсаторные процессы проходят несколько фаз:

- обнаружение нарушения в работе организма;

- оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

- формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

- отслеживание реализации программы;

- закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая компенсацию отклонений как процесс, следует учитывать ряд обстоятельств:

1. Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны.

2. Детская психика обладает огромной пластичностью.

3. При оценке возможностей развития функций у ребёнка необходимо учитывать не только реальный уровень, но и зону ближайшего развития.

4. При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме.

5. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам.

6. Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны.

7. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии, так и от социальных условий.

Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского: положительное своебразие ребёнка с отклоняющимся развитием создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект.

Л.С.Выготский выделил следующие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации:

1. Включение ребёнка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта.

2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями. Чем теснее связь вторичного отклонения с вторичным дефектом, тем сложнее коррекция.

3. Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребёнка интереса к деятельности и потребности в ней.

4. Включение людей с нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество.

5. Уровень компенсации определяется 1) характером и степенью дефекта, резервными силами организма и 2) внешними социальными условиями.

Рекомендуемая литература по теме:

Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

http:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте работу Л.С.Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка».

2. Внимательно прочитайте обстоятельства, которые И.А.Шаповал предлагает учитывать в процессе компенсации. Раскройте содержание каждого из них.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое коррекция отклоняющегося развития?

2. Что такое компенсация нарушения развития?

3. В чём основной смысл закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского?

4. В чём состоят основные идеи теории компенсации Л.С.Выготского?

5. Какие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации выделил Л.С.Выготский?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow