Коррекция -(от лат. correktio – исправление)
Коррекция отклоняющегося развития – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.
В коррекционном воздействии выделяют два направления:
1) коррекция отдельных дефектов и их последствий;
2) целостное влияние на личность ребёнка.
По мнению И.А.Шаповал:
· коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс;
· коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными и приспособление происходит, прежде всего, за счет интенсивного использования сохранных анализаторов;
· коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине (например, нарушение произношения у глухих)
Коррекционно-воспитательная работа – коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребёнка.
Компенсация психологическая - процесс, направленный на достижение или восстановления чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных сферах жизни.
|
|
Компенсация нарушения (дефекта) – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.
Одна из главных задач специальной психологии – поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.
И.А.Шаповал считает, что компенсаторные процессы проходят несколько фаз:
- обнаружение нарушения в работе организма;
- оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;
- формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;
- отслеживание реализации программы;
- закрепление достигнутых результатов.
Рассматривая компенсацию отклонений как процесс, следует учитывать ряд обстоятельств:
1. Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны.
2. Детская психика обладает огромной пластичностью.
3. При оценке возможностей развития функций у ребёнка необходимо учитывать не только реальный уровень, но и зону ближайшего развития.
4. При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме.
5. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам.
6. Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны.
|
|
7. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии, так и от социальных условий.
Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского: положительное своебразие ребёнка с отклоняющимся развитием создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект.
Л.С.Выготский выделил следующие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации:
1. Включение ребёнка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта.
2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями. Чем теснее связь вторичного отклонения с вторичным дефектом, тем сложнее коррекция.
3. Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребёнка интереса к деятельности и потребности в ней.
4. Включение людей с нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество.
5. Уровень компенсации определяется 1) характером и степенью дефекта, резервными силами организма и 2) внешними социальными условиями.
Рекомендуемая литература по теме:
Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка.
Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.
http:// chuprov.boom.ru
http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml
http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156
http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектируйте работу Л.С.Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка».
2. Внимательно прочитайте обстоятельства, которые И.А.Шаповал предлагает учитывать в процессе компенсации. Раскройте содержание каждого из них.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое коррекция отклоняющегося развития?
2. Что такое компенсация нарушения развития?
3. В чём основной смысл закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского?
4. В чём состоят основные идеи теории компенсации Л.С.Выготского?
5. Какие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации выделил Л.С.Выготский?