Основные направления государственной политики в области охраны труда основываются на отдельных положениях (статьях) Конституции РФ, законотворческой деятельности представительных органов и правительства РФ, концентрированное выражение чего находит свое место в законодательстве и иных нормативных правовых актах, в структурах Трудового кодекса и государственных органов надзора и контроля в области трудового права.
На государственном уровне осуществляется:
- федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение их проверок;
- государственная экспертиза условий труда;
- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по ОТ государственным нормативным требованиям;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;
|
|
- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и/или опасными условиями труда;
- охрана труда женщин и молодежи;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и ОТ;
- подготовка специалистов по ОТ и повышение их квалификации;
- организация государственной статистической отчетности, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- международное сотрудничество в области ОТ;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами СКЗ и СИЗ, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.
Главной целью управления ОТ является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.
Основополагающим документом, обуславливающим государственное управление условий и ОТ является «Закон об основах охраны труда РФ», принятый в 1999 году и как указывалось выше состоящий из 5 глав в связи с объектами, на которые распространяются положение данного закона. Этот закон направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности Главные положения закона заключаются в следующем:
|
|
- определена сфера действия закона, основные направления государственной политики в области ОТ, государственные нормативные требования ОТ;
- определены полномочия государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области ОТ. Определено управление ОТ как на государственном, так и на уровне предприятий и объединений.
- установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, проведению обучения и инструктажа, проведению медицинских осмотров, а также обязанности работника по обеспечению ОТ на предприятии;
- определена ответственность работодателя за вред причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по ОТ;
- предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда:
- определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства по ОТ:
- определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за ОТ-
- предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по ОТ.
- cоответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда.
Согласно статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования должны отвечать требованиям охраны труда и требуют соответствующего заключения государственной экспертизы условий труда, а также разрешений органов государственного надзора и контроля, при приеме в эксплуатацию объектов.
Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и не проводилась токсикологическая оценка, без разработки и согласования с органами государственного надзора и контроля мер по сохранению жизни и здоровья работников.
Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.
Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесённый вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
|
|
- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.