Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда основываются на отдельных положениях (статьях) Конституции РФ, законотворческой деятельности представительных органов и правительства РФ, концентрированное выражение чего находит свое место в законодательстве и иных нормативных правовых актах, в структурах Трудового кодекса и государственных органов надзора и контроля в области трудового права.

На государственном уровне осуществляется:

- федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение их проверок;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по ОТ государственным нормативным требованиям;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и/или опасными условиями труда;

- охрана труда женщин и молодежи;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и ОТ;

- подготовка специалистов по ОТ и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- международное сотрудничество в области ОТ;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами СКЗ и СИЗ, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Главной целью управления ОТ является совершенствова­ние организации работы по обеспечению безопасности, сни­жению травматизма и аварийности, путем решения комплек­са задач по созданию безопасных и безвредных условий тру­да, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому об­служиванию работающих.

Основополагающим документом, обуславливающим государственное управление условий и ОТ является «Закон об основах охраны труда РФ», принятый в 1999 году и как указывалось выше состоящий из 5 глав в связи с объектами, на которые распространяются положение данного закона. Этот закон направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности Главные положения закона заключаются в следующем:

- определена сфера действия закона, основные направления государственной политики в области ОТ, государственные нормативные требования ОТ;

- определены полномочия государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области ОТ. Определено управление ОТ как на государственном, так и на уровне предприятий и объединений.

- установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, проведению обучения и инструктажа, проведению медицинских осмотров, а также обязанности работника по обеспечению ОТ на предприятии;

- определена ответственность работодателя за вред причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по ОТ;

- предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда:

- определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства по ОТ:

- определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за ОТ-

- предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по ОТ.

- cоответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда.

Согласно статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования должны отвечать требованиям охраны труда и требуют соответствующего заключения государственной экспертизы условий труда, а также разрешений органов государственного надзора и контроля, при приеме в эксплуатацию объектов.

Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и не проводилась токсикологическая оценка, без разработки и согласования с органами государственного надзора и контроля мер по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесённый вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: