Положения Трудового кодекса

Государственное управление охраны труда осуществляется также через конкретные положения Трудового кодекса. РФ.

Трудовой кодекс РФ определяет основные направления государственной политики в области ОТ, которыми, согласно гл 33 ст 210, являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых РФ актов, в том числе субъектов федерации, а также федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ по улучшению условий труда и охраны труда;

В Трудовом кодексе РФ вопросам ОТ посвящен 10-й раздел, где развиваются и конкретизируются отдельные вопросы ОТ и устанавливают:

- требования к медицинским осмотрам отдельных категорий работников, выдаче молока и лечебно-профилактического питания, обеспечении. Средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

- требования к санитарно-бытовому и лечебно-профилактического обслуживанию;

- особенности регулирования труда отдельных категорий работников и дополнительные гарантии по ОТ этих работников;

- порядок организации общественного контроля. Права профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства по ОТ;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве;

- виды ответственности работодателя за нарушения законодательства по ОТ и правила возмещения вреда причиненного работнику при выполнении им трудовых обязанностей;

- специализированные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об ОТ. Права и обязанности этих органов.

- обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности работодателя определены Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными актами по охране труда.

Согласно этих актов работодатель должен обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновению таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда.

- Обязанности работника в области охраны труда

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в соответствии с которой работник обязан:

- соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Для координации деятельности министерств и ведомств в области ОТ создается межведомственная комиссия по ОТ, которую возглавляет министр труда и социального развития. В ее задачи входит:

- разработка федеральной программы улучшения усло­вий труда;

- анализ законодательных актов;

- разработка предложений по международному сотруд­ничеству.

Реализация основных направлений государственной политики в области ОТ обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти, РФ и субъектов федерации, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам

Сфера действия законодательства по обеспечению безопасных условий труда:

1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 14 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ")

2. Обязанности работника в области охраны труда (ст. 15 ФЗ "Об основах охраны трудов РФ")

3. Особенности охраны труда женщин

и молодежи

4. Льготы и компенсации

5. Контроль и надзор за соблюдением законодательства по ОТ

6. Ответственность за нарушения требований ОТ

7. Возмещение вреда

Лекция 4. Государственный контроль и надзор по охране труда

Глава IV закона об «Основах охраны труда в РФ» 1999 г.№181 содержит сведения о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране тру­да. Оно осуществляется посредством функционирования таких структур как Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Главная государственная экспертиза условий труда и специализированные органы по надзору и контролю по ОТ.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Генеральный прокурор назначается президентом РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов во всех организациях на территории РФ в соответствии с Трудовым кодексом 2001 года РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Она функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами, объединениями работодателей, другими организациями.

Федеральный надзор и контроль в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных нарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Соответственно руководители государственных инспекций главные инспекторы труда назначаются и освобождаются от должности главным инспектором труда РФ.

Основные задачи органов федеральной инспекции труда:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;

- доведения до сведения органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые попадают под действие законов и иных правовых актов.

Для выполнения возложенных задач органы федеральной инспекции труда обладают следующими полномочиями:

- осуществляют надзор и контроль посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности;

- анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений. принимают меры по их устранению;

- направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, в том числе субъектов РФ. органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;

- проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначении, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве;

- анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике;

- дают заключения по проектам строительных норм и правил, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

- участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

- принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов;

- запрашивают у федеральных органов исполнительной власти, в том числе субъектов федерации, органов местного самоуправления, прокуратуры, судебных органов и др. и безвозмездно получают от них необходимую информацию для выполнения возложенных на них задач;

- ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав;

- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;

- информируют общественность о выявленных нарушениях законодательства и ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

- готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и в установленном порядке представляют их в Правительство РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

- запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти и др. и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций:

- изымать для анализа образцы используемых или обратываемых материалов и веществ, с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;

- предъявлять работодателям предписания об устранении нарушений, обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к ответственности или отстранении их от должности;

- расследовать в установлено м порядке несчастные случаи;

- направлять в суды при наличии заключения государственной экспертизы условии труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций или прекращении деятельности их подразделений вследствие нарушения правил по ОТ;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний:

- запрещать СИЗ и СКЗ, если такие средства не соответствуют необходимым требованиям;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника на производстве.

По результатам проверки государственный инспектор составляет акт по установленной форме.

Решения государственных инспекторов труда по результатам проверки могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности или отменен руководителем федеральной службы, руководителями государственных инспекций в случае нарушения организации проверки и ее проведения или в суде. Решение главного государственного инспектора РФ могут быть обжалованы в суде.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы

Несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы и насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Помимо Федеральной инспекции труда государственный надзор и контроль за соблюдением требований условий и охраны труда осуществляют следующие федеральные надзоры.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности. В отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом,ведающем вопросами горного и промышленного надзора в РФ, который вправе следить за соблюдением норм по ОТ в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной нефтегазодобывающей, химической, металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при ведении взрывных работ,

при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Пре­зидента РФ от 18 февраля 1993 г. № 234). (Госгорпромтехнадзор).

Работники этого специального органа, как и других специальных органов надзора и контроля в своей работе независимы и подчиняются только закону.

Положение о Государст­венном энергетическом надзоре в РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447.Основной задачей Государственного энергетического надзора в РФ является осуществле­ние контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживани­ем электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за со­блюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиени­ческих норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор Рос­сии) и территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ РФ). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора РФ утверждено Указом Президента РФ от 19 ноября 1993 года № 1965.

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется государственным коми­тетом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: