тичным нарушением слуха обусловлено педагогически адапти-
рованной к особым образовательным потребностям данной ка-
тегории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта
творческой деятельности и эмоционально-ценностного отноше-
ния к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной
основе, которая обеспечивается системой специальных занятий: в процессе которых происходит:
формирование навыков чтения с губ;
овладение техникой речи (формирование двигательной, кине-
тической базы речи в единстве с развитием оптико-акусти-
ческих речевых представлений);
использование и развитие остаточного слуха.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на тео-
рию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананье-
вым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем,
Л.А. Венгером и др.. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям,
с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает
в нем новые качества и свойства.
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.
Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиёся отклонения, вызванные дефектвм слуха. Первостепенными являются задачи:.
• накопление словаря;
• уточнение звукового состава речи;
• усвоение грамматической системы языка;
• овладение разными видами и формами речевой деятельности.
Письмо и чтение — основное средство овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.
Важная роль в этом процессе отводится средствам нгелядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.
Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.
Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:
• в процессе усвоения чтения и письма;
• при написании диктанта и выполнении самостоятельных пись-менных работ;
• в понимании объяснений учителя;
• при чтении учебного и художественного текста (из-за его не-достаточного понимания).
У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;
• отсутствие смягчений;
• пропуски согласных при сложных стечениях;
• пропуски безударных частей слова.