Своеобразие содержания специального образования детей с час-

тичным нарушением слуха обусловлено педагогически адапти-

рованной к особым образовательным потребностям данной ка-

тегории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта

творческой деятельности и эмоционально-ценностного отноше-

ния к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной

основе, которая обеспечивается системой специальных занятий: в процессе которых происходит:

формирование навыков чтения с губ;

овладение техникой речи (формирование двигательной, кине-

тической базы речи в единстве с развитием оптико-акусти-

ческих речевых представлений);

использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на тео-

рию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананье-

вым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем,

Л.А. Венгером и др.. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям,

с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает

в нем новые качества и свойства.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.

Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиёся отклонения, вызванные дефектвм слуха. Первостепенными являются задачи:.

• накопление словаря;

• уточнение звукового состава речи;

• усвоение грамматической системы языка;

• овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение — основное средство овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.

Важная роль в этом процессе отводится средствам нгелядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

• в процессе усвоения чтения и письма;

• при написании диктанта и выполнении самостоятельных пись-менных работ;

• в понимании объяснений учителя;

• при чтении учебного и художественного текста (из-за его не-достаточного понимания).

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;

• отсутствие смягчений;

• пропуски согласных при сложных стечениях;

• пропуски безударных частей слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: