1. Обоснуйте необходимость творческой деятельности ребенка для его умственного, эмоционального, социального, личностного развития. И раскройте значение формирования опыта творческой деятельности учащихся как необходимого компонента содержания образования.
2. На основании теоретических положений о воспитании творческой личности и организации творческой деятельности смоделируйте систему условий, необходимых для развития творчества и реализации творческих способностей школьников. Предложите данную модель в удобной для вас форме (рисунок, схема, таблица, алгоритм, материализованная модель – проявите творчество в разумных пределах).
3. Предложите пути и способы их реализации в образовательном процессе на конкретных примерах.
4. Проанализируйте и оцените достаточность этих условий для поставленной цели и реальные возможности их реализации.
В качестве педагогических условий могут быть представлены необходимые для развития творческих способностей учащихся система творческих заданий; особенности используемых методов, взаимодействия субъектов, психологического климата; особенности представления информации и образцов деятельности.
|
|
В качестве «клише» для рассуждения и поиска необходимых условий воспользуйтесь следующей схемой: «Если учитель сделает то-то и так-то, то возникнет возможность для проявления творчества, формирования конкретных творческих способностей и т.п.».
Например: «Если учитель систематически будет проводить диагностику индивидуальных творческих способностей, их учет и дальнейшее развития через систему индивидуальных заданий, тренингов и т.п. (условие), то это создаст возможность для его целенаправленной, осмысленной, планомерной, и, как следствие, результативной педагогической деятельности по стимулированию и развитию творчества ребенка, исходя из его уже имеющегося опыта, возможностей и достижений». Иными словами, если мы не будем учитывать индивидуальные и возрастные способности ученика, то мы не сможем их развить.
Или та же схема, только наоборот:
«Дети будут стремиться к демонстрации творческого подхода и своей собственной позиции, если учитель откажется от традиционной оценочной деятельности, сняв барьеры боязни ошибки и несоответствия ожиданиям, а будет поощрять оригинальность (не оригинальничанье), попытки риска, преодоление трудностей (условие)».
Материалы, которые можно использовать: картон, ножницы, клей и другие природные материалы (если это очень нужно).
Задание 15. Разработайте систему методов, приемов, средств, форм личностного вовлечения учеников в урок – личностную ситуацию на уроке.
|
|
Знать: понятия «личность», «субъект», «субъектность», «личностно ориентированная ситуация», личностные структуры (функции) сознания, характеристику личностно ориентированного обучения.
Уметь: моделировать условия личностного развития и самоутверждения учащихся.
Владеть: содержательными основами личностно ориентированной ситуации, технологической триадой создания личностно ориентированной ситуацией, приемами личностного вовлечения учащихся в урок.
Содержание и рекомендации.
Личностная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает. Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационные сферы личности, обращенные к ее собственным мыслям и чувствам, пробуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преобразовать, принимать ответственное решение.
Принцип деятельностного опосредования – вовлечения человека в такого рода деятельность, в такого рода жизненные проблемы, где бы он не мог реально осуществить, отстоять, испытать свои принципы и устремления, где бы они срослись, сплавились, стали личностными ценностями, смысловыми образованиями, направляющими и оправдывающими ход его жизни.
Критерии личностно развивающейся ситуации:
1) фрагмент содержания образования, осваиваемый в данной ситуации, имеет целостный компонент, раскрывающий значимость изучаемого материала для самого человека;
2) в процессе усвоения этого материала воспроизводятся такие функции личности, как: свобода выбора, целеполагание, индивидуальность, нравственная оценка предметной среды и человеческих отношений и т. д.
Способом представления учебного материала и организующим началом деятельности является задача, при решении которой ученик последовательно включается в новые смысловые отношения – содержание обретает смысл, ценность для обучаемого.