Примерный алгоритм подготовки. 1. Обоснуйте необходимость творческой деятельности ребенка для его умственного, эмоционального, социального

1. Обоснуйте необходимость творческой деятельности ребенка для его умственного, эмоционального, социального, личностного развития. И раскройте значение формирования опыта творческой деятельности учащихся как необходимого компонента содержания образования.

2. На основании теоретических положений о воспитании творческой личности и организации творческой деятельности смоделируйте систему условий, необходимых для развития творчества и реализации творческих способностей школьников. Предложите данную модель в удобной для вас форме (рисунок, схема, таблица, алгоритм, материализованная модель – проявите творчество в разумных пределах).

3. Предложите пути и способы их реализации в образовательном процессе на конкретных примерах.

4. Проанализируйте и оцените достаточность этих условий для поставленной цели и реальные возможности их реализации.

В качестве педагогических условий могут быть представлены необходимые для развития творческих способностей учащихся система творческих заданий; особенности используемых методов, взаимодействия субъектов, психологического климата; особенности представления информации и образцов деятельности.

В качестве «клише» для рассуждения и поиска необходимых условий воспользуйтесь следующей схемой: «Если учитель сделает то-то и так-то, то возникнет возможность для проявления творчества, формирования конкретных творческих способностей и т.п.».

Например: «Если учитель систематически будет проводить диагностику индивидуальных творческих способностей, их учет и дальнейшее развития через систему индивидуальных заданий, тренингов и т.п. (условие), то это создаст возможность для его целенаправленной, осмысленной, планомерной, и, как следствие, результативной педагогической деятельности по стимулированию и развитию творчества ребенка, исходя из его уже имеющегося опыта, возможностей и достижений». Иными словами, если мы не будем учитывать индивидуальные и возрастные способности ученика, то мы не сможем их развить.

Или та же схема, только наоборот:

«Дети будут стремиться к демонстрации творческого подхода и своей собственной позиции, если учитель откажется от традиционной оценочной деятельности, сняв барьеры боязни ошибки и несоответствия ожиданиям, а будет поощрять оригинальность (не оригинальничанье), попытки риска, преодоление трудностей (условие)».

Материалы, которые можно использовать: картон, ножницы, клей и другие природные материалы (если это очень нужно).

Задание 15. Разработайте систему методов, приемов, средств, форм личностного вовлечения учеников в урок – личностную ситуацию на уроке.

Знать: понятия «личность», «субъект», «субъектность», «личностно ориентированная ситуация», личностные структуры (функции) сознания, характеристику личностно ориентированного обучения.

Уметь: моделировать условия личностного развития и самоутверждения учащихся.

Владеть: содержательными основами личностно ориентированной ситуации, технологической триадой создания личностно ориентированной ситуацией, приемами личностного вовлечения учащихся в урок.

Содержание и рекомендации.

Личностная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает. Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационные сферы личности, обращенные к ее собственным мыслям и чувствам, пробуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преобразовать, принимать ответственное решение.

Принцип деятельностного опосредования – вовлечения человека в такого рода деятельность, в такого рода жизненные проблемы, где бы он не мог реально осуществить, отстоять, испытать свои принципы и устремления, где бы они срослись, сплавились, стали личностными ценностями, смысловыми образованиями, направляющими и оправдывающими ход его жизни.

Критерии личностно развивающейся ситуации:

1) фрагмент содержания образования, осваиваемый в данной ситуации, имеет целостный компонент, раскрывающий значимость изучаемого материала для самого человека;

2) в процессе усвоения этого материала воспроизводятся такие функции личности, как: свобода выбора, целеполагание, индивидуальность, нравственная оценка предметной среды и человеческих отношений и т. д.

Способом представления учебного материала и организующим началом деятельности является задача, при решении которой ученик последовательно включается в новые смысловые отношения – содержание обретает смысл, ценность для обучаемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: