I. Проектирование.
1. Выберите актуальное направление, по которому необходимо осуществлять воспитательную работу (например, патриотическое, нравственное, экологическое, трудовое воспитание, формирование положительных межличностных отношений в классе, сплочение коллектива, формирование положительной мотивации, развитие самостоятельности, создание ситуации личностной самореализации и т.п.).
2. Определите возрастные особенности учащихся в моделируемом «классе», в котором предполагается проведение данной работы.
3. Сформулируйте проблему, на решение которой будет направленно воспитательное мероприятие, и поставьте педагогическую задачу.
4. Спроектируйте внеклассное мероприятие, предполагающее активное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом, их деятельностную, интеллектуальную активность и эмоциональную вовлеченность, возможности творческого проявления личности, диалог.
5. Спрогнозируйте ожидаемый результат в виде нового опыта, изменения отношения к обсуждаемой проблеме, формирования ценностных ориентаций, личностных смыслов, мировоззренческой позиции.
|
|
6. Продумайте, какую проблему и каким образом необходимо поставить перед воспитанниками для формулировки общей цели.
Варианты способов постановки проблемы: привести статистику, пример из жизни, фрагмент литературного произведения, статьи, передачи или фильма, задать проблемный вопрос или создать проблемную ситуацию и т.п.
7. Спроектируйте, какие виды деятельности учащихся необходимы для достижения воспитательной цели, и каким образом ее необходимо будет организовать
8. Продумайте и спроектируйте приемы, способствующие мотивированию учащихся на достижение поставленной цели (как вы вызовете интерес, обеспечите личностную вовлеченность в проблему), как вы будете стимулировать учащихся к разным видам деятельности, опираясь на их опыт, личностную позицию, способности; приемы вовлечения учащихся в диалог и т.д.
9. Продумайте форму мероприятия (беседа, диспут, КТД, экскурсия, игра, конференция, проектная деятельность, газета и т.п.) и целесообразные формы взаимодействия учащихся (индивидуальное, групповое, коллективное, парное).
10. Укажите необходимые средства, которые заранее необходимо будет подготовить.
11. Как и каким образом вы диагностируете достигнутые воспитательные результаты, укажите их критерии.
II. Представление проекта
1. Представьте данный проект (краткое описание, включающее: тему, воспитательную цель, основную проблему, лежащую в основе данного мероприятия, на решение которой будет направлена деятельность учащихся, форму, ход мероприятия, используемые педагогом приемы, виды деятельности учащихся, ожидаемые результаты и критерии их оценки, необходимые средства и т.п.), обосновывая целесообразность любого действия, используемого приема, формы, средства и т.п.
|
|
2. Если данное мероприятие вы проводили реально в ходе педагогической практики, дайте рефлексивную оценку проделанной работе и укажите, какие ошибки были исправлены.
3. Какие вы видите перспективы дальнейшей работы по этому направлению в классе?
Анализ спроектированного мероприятия может содержать следующие моменты:
- достижимость поставленной цели (актуальность и реальность ее достижения за данное отведенное на мероприятие время [11]);
- наличие необходимых действий педагога и воспитанников, приводящих к планируемому результату), на какие принципы воспитания опирается данное мероприятие, как соотносится активность педагога и учащихся (в индивидуальной, групповой, коллективной работе), соответствует ли она принципам личностно-деятельностного подхода?
В качестве одной из «опор» при проектировании внеклассного мероприятия можно воспользоваться алгоритмом конструирования тематических классных часов, предложенным педагогом Н.П. Капустиным:
1) Тема -> 2) Цель (предварительный сбор эмпирического материала) -> 3) Информация (по материалам предварительной подготовки) -> 4) «Я-позиция» и ее причины (учащиеся высказывают по кругу свою позицию по проблеме примеры своего отношения, его проявление в жизни, причины этого) –> 5) «Я-позиция» и общественно-значимая норма –> 6) Дискуссия –> 7) Рефлексия (ответы на вопрос, что изменилось в их отношении к обсуждаемой проблеме, предмету; выбор способов правильного поведения, его мотивов; конструирование «идеальной картины мира» - желательного состояния в обществе, природе, отношениях людей, собственной жизни) –> 8) Свободный выбор. слово воспитателя (подводя итоги, так или иначе педагог подчеркивает, что все зависит от свободного выбора модели поведения самих учащихся) –> 9) Мотивация (работа с детьми, не готовыми на данный момент принять те нормы, и ценности, которые утверждались на данном классном часе) –> 10) Отслеживание результатов (как классный час повлиял на реальное поведение детей в дальнейшем).
См. Приложение 5.
Материалы, которые можно использовать: конспект внеклассного мероприятия, электронную презентацию (во избежание технических накладок можно со своим ноутбуком, но его использование возможно только при ответе).
Задание 11. Разработайте схему анализа урока и критерии оценки его эффективности.
Знать: понятия «педагогический процесс», «образование», «урок», «цель обучения», «содержание образования», «принципы обучения», «методы обучения», «формы обучения», «средства обучения»; структуру процесса обучения, требования к качеству современного образования и уроку.
Уметь: анализировать педагогический процесс, аргументированно обосновать свое мнение.
Владеть: приемами и средствами педагогического анализа, обобщения, схематизации, критериями оценки качества образовательного процесса
Содержание и рекомендации.
Коренное отличие современного урока от традиционного имеется во всех его элементах: в его определении, в трактовке целей, в построении его структуры, в выборе методов и форм обучения, в применении наглядности и организации самостоятельной работы учащихся, в объяснении единства методов обучения и методов воспитания, в схеме подготовки урока, в анализе содержания учебного материала, в планировании, в оценке и урока учителем и его самоанализе.
Урок все более становится проблемным, развивающим мышление учащихся, формирующим их интерес к потребности к знаниям; он становится воспитывающим, развивающим духовные силы учащихся, стиль их отношений и ценностные ориентации. Сущность личностно-ориентированного урока – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, т.е. деятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика.
|
|
Анализ – логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы, их признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.