1. Выберите тему и новое знание или умение, подлежащее усвоению.
2. На основе учета интеллектуальных возможностей и опыта учащихся создайте проблемную ситуацию, используя одно из средств:
- «проблемный вопрос», вызывающий интеллектуальное затруднение и познавательный мотив;
- «серия проблемных вопросов» для эвристического диалога, ведущего учащихся по ступенькам самостоятельного открытия нового;
- «проблемное задание», на первый взгляд кажущееся выполнимым, но ставящее в затруднительное положение из-за отсутствия нужных знаний или умений;
- «описание или создание проблемной ситуации» как намеренное создание учителем определенных условий, обстоятельств, при которых становится невозможным продолжение деятельности уже известными способами или при помощи имеющихся знаний – она требует от учащихся выявления затруднения, постановки вопросов и поиска путей их решения через осознание своего незнания или неумения).
3. Проверьте себя: действительно ли вопрос, задание или ситуация обладают всеми необходимыми признаками и свойствами проблемной ситуации (см. Приложение 11). Содержит ли используемое средство (вопрос, задание, ситуация) посильную трудность, скрытое противоречие, красоту и элемент, вызывающий удивление и познавательный мотив.
|
|
4. Освойте практически это средство (прорепетируйте), чтобы продемонстрировать на экзамене, удивить и научить чему-то новому экзаменационную комиссию.
Материалы, которые можно использовать: при острой необходимости те предметы, которые понадобятся для создания проблемной ситуации (но лучше постараться обойтись без них).
Задание 19. Смоделируйте дидактическую игру и разработайте технологию ее проведения на занятиях.
Знать: определение понятия «дидактическая игра», ее сущностные особенности, функции, задачи, структурные компоненты, виды дидактических игр, технологию организации дидактической игры (алгоритм проектирования, подготовки и проведения).
Уметь: ставить дидактические задачи, выстраивать логику игрового действия, определять правила, роли, функции играющих.
Владеть: технологией организации дидактической игры.
Содержание и рекомендации.
Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организаторских, коммуникативных, гностических и функциональных умений. В игре зарождается творческое начало человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в форме усвоения социального опыта взрослых. На всех этапах человеческой жизни игра, как метод обучения, занимает важное место.
|
|
К.Д. Ушинский писал, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».
В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий.
Дидактические игры – игры с готовыми правилами, используются как средство развития познавательной активности детей и подростков, средство обучения, средство повышения мотивации учения и стимулирования интереса к процессу обучения. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Играя, ребенок приобретает новые знания или умения. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем более умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы сразу нескольких учебных предметов. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Игра, как и обучение, – процесс творческий.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-постановка цели и задач дидактической игры;
- отбор игры в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний и т.д.;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где ученики могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки);
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
|
|
объяснение хода и правил игры. При этом обращается внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, тогда надо закрыть глаза);
определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов подчёркивается, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Раскройте при ответе, какова педагогическая ценность дидактической игры.
Материалы, которые можно использовать: если это необходимо продемонстрировать, можно приготовить дидактические материалы, при помощи которых будет проводиться игра.
Задание 20. Какие методы целесообразно использовать при изучении с учащимися темы «по выбору… [19]». Дайте сравнительный анализ их эффективности.
Знать: понятия «обучение», «преподавание», «учение», «метод обучения», «дидактическая задача», «учебная задача», «метод обучения»; структуру процесса обучения, классификацию методов обучения по степени активизации познавательной деятельности учащихся.
Уметь: выбирать метод обучения в зависимости от значимых факторов и обосновывать целесообразность его использования.
Владеть: методами и приемами обучения.
Содержание и рекомендации.
Метод обучения в самом общем смысле – это способ организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся[20].
Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:
|
|
- цели и дидактических задач учебного занятия;
- особенностей контингента учащихся (их возраста, имеющегося опыта, в том числе, опыта учебной деятельности, индивидуальных особенностей учащихся) – им должно быть понятно и легко так учиться;
- содержания учебного материала;
- опыта и особенностей учителя (лучше удается то, чем вы органично владеете как привычным инструментом);
- имеющихся временных возможностей и средств (нельзя показать учебный видеофильм, если у вас нет аппаратуры, даже если это будет самый эффективный метод из всех возможных).