Примерный алгоритм подготовки. 1. Раскройте функции контроля знаний (обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую, прогностическую

1. Раскройте функции контроля знаний (обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую, прогностическую, контролирующую, корректирующую, ориентирующую, эмоциональную).

Каковы требования, предъявляемые к контролю и оценке знаний, и критерии оценивания в традиционной системе обучения.

2. Охарактеризуйте и проанализируйте традиционную систему оценивания ЗУНов, исходя из теоретических положений дидактики (см. учебники по теории обучения) и вашего собственного опыта обучения. Вспомните ситуации правильной, на ваш взгляд, и неправильной оценочной деятельности учителей.

3. Раскройте, в чем сущность оценочной деятельности учителя. Дайте оценку традиционной системе оценивания (извините за тавтологию) с точки зрения личностно ориентированного и компетентностного подходов. Какие проблемы обнаруживаются?

Аргументы против отметок (по Ш.А. Амонашвили):

- в отметке сосредотачивается вся власть взрослого над ребенком, это одна из форм нравственного наказания ребенка;

- отметка отражает недоверие к ребенку, что он может учиться без «подстегивания», без педагогического кнута и пряника;

- в отметке выражается признание школой своего бессилия, она есть главное и единственное средство общения между школой и семьей;

- отметка стала «разменной валютой» на школьном и семейном рынках: ребенок хочет получить хорошую отметку любой ценой;

- отметки вынуждают детей хитрить, лгать, ускользать;

- отметка есть способ соревнования детей, вызывая чувство страха и служа причиной разлада, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учеников;

- отметка содействует формальному отношению к делу со стороны и учеников, и педагогов;

- отметка есть суррогат отношения педагога к ребенку (учитель сам четко не понимает, за что поставлена отметка, тем более это не понятно ни ученикам, ни родителям – над чем дальше работать и как помочь ребенку);

- отметки «сортируют» детей на хороших и плохих;

- отметки – ложные мотивы учения.

4. Из курса «История образования» и современного опыта школы вспомните, какие вы знаете альтернативные системы контроля и учета учебных достижений учащихся и их оценивания (контроль и оценивание результатов обученности по трех[24]- и пятибалльной системе, рейтинговый контроль (100-, 20-, 4-, 2-балльная[25] система), тестовый контроль, безотметочное обучение, портфолио учащихся и т.п.).

5. Сравните традиционную систему оценивания с известными вам альтернативными системами (одной-двумя), какие проблемы решаются и какие возникают при замене традиционной системы оценивания на какую-либо другую. Видите ли вы ли пути преодоления этих проблем?

6. Обоснуйте необходимость оценочной деятельности учителя и важность фиксации результатов обучения, учебных достижений школьников. Сформулируйте принципы, правила, нормы оценочной деятельности педагога. Предложите свою систему учета и оценивания учебных достижений учащихся (например, с точки зрения личностно ориентированного или компетентностного подходов).

Принципы контроля и оценочной деятельности педагога:

- всесторонность;

- систематичность;

- объективность;

- индивидуальность;

- стимулирующий характер;

- наглядность (гласность);

- воспитательный характер.

Материалы, которые можно использовать: разработанной самостоятельной технологической картой учебных достижений учащихся (если вам она нужна).

Задание 23. Продемонстрируйте примеры целенаправленного использования педагогом различных позиций в общении («дитя/ребенок», «родитель», «взрослый») в воспитательной беседе с учеником или родителем. Аргументируйте свою точку зрения.

Знать: понятия «педагогическое взаимодействие», «педагогическое общение», «позиция в общении»; функции педагогического общения, его структуру, позиции в общении и их характеристики.

Уметь: управлять педагогическом общением, собственным состоянием и состоянием партнера в общении, использовать «усадки».

Владеет: технологией педагогического общения.

Содержание и рекомендации.

Педагогическое общение – способствующее более полному развитию личности взаимодействие преподавателя с учащимися (воспитанниками) в педагогическом процессе, имеющее определенные педагогические функции и направленное на оказание воспитательного влияния на воспитуемых, создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию взаимодействия и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. Оно способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению, взаимопознанию. Педагогическое общение – процесс управляемый и целенаправленный, в ходе него решаются конкретные задачи воспитания, обучения, развития личности. «Миссия педагога заключается в том, чтобы через общение поднимать и возвышать каждого своего ученика, повседневно заботиться о его интеллектуальном и нравственном развитии» (А.А. Лобанов[26]).

Позиция в общении («состояние» согласно теории трансактного анализа Э. Берна) – состояние нашего Я, которое сейчас проявляет себя в ситуации общения. «Усадка» - прием угашения в себе и в другом человеке нежелательного поведения («ненужной» позиции, состояния) в конкретном общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: