1. Раскройте функции контроля знаний (обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую, прогностическую, контролирующую, корректирующую, ориентирующую, эмоциональную).
Каковы требования, предъявляемые к контролю и оценке знаний, и критерии оценивания в традиционной системе обучения.
2. Охарактеризуйте и проанализируйте традиционную систему оценивания ЗУНов, исходя из теоретических положений дидактики (см. учебники по теории обучения) и вашего собственного опыта обучения. Вспомните ситуации правильной, на ваш взгляд, и неправильной оценочной деятельности учителей.
3. Раскройте, в чем сущность оценочной деятельности учителя. Дайте оценку традиционной системе оценивания (извините за тавтологию) с точки зрения личностно ориентированного и компетентностного подходов. Какие проблемы обнаруживаются?
Аргументы против отметок (по Ш.А. Амонашвили):
- в отметке сосредотачивается вся власть взрослого над ребенком, это одна из форм нравственного наказания ребенка;
|
|
- отметка отражает недоверие к ребенку, что он может учиться без «подстегивания», без педагогического кнута и пряника;
- в отметке выражается признание школой своего бессилия, она есть главное и единственное средство общения между школой и семьей;
- отметка стала «разменной валютой» на школьном и семейном рынках: ребенок хочет получить хорошую отметку любой ценой;
- отметки вынуждают детей хитрить, лгать, ускользать;
- отметка есть способ соревнования детей, вызывая чувство страха и служа причиной разлада, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учеников;
- отметка содействует формальному отношению к делу со стороны и учеников, и педагогов;
- отметка есть суррогат отношения педагога к ребенку (учитель сам четко не понимает, за что поставлена отметка, тем более это не понятно ни ученикам, ни родителям – над чем дальше работать и как помочь ребенку);
- отметки «сортируют» детей на хороших и плохих;
- отметки – ложные мотивы учения.
4. Из курса «История образования» и современного опыта школы вспомните, какие вы знаете альтернативные системы контроля и учета учебных достижений учащихся и их оценивания (контроль и оценивание результатов обученности по трех[24]- и пятибалльной системе, рейтинговый контроль (100-, 20-, 4-, 2-балльная[25] система), тестовый контроль, безотметочное обучение, портфолио учащихся и т.п.).
5. Сравните традиционную систему оценивания с известными вам альтернативными системами (одной-двумя), какие проблемы решаются и какие возникают при замене традиционной системы оценивания на какую-либо другую. Видите ли вы ли пути преодоления этих проблем?
|
|
6. Обоснуйте необходимость оценочной деятельности учителя и важность фиксации результатов обучения, учебных достижений школьников. Сформулируйте принципы, правила, нормы оценочной деятельности педагога. Предложите свою систему учета и оценивания учебных достижений учащихся (например, с точки зрения личностно ориентированного или компетентностного подходов).
Принципы контроля и оценочной деятельности педагога:
- всесторонность;
- систематичность;
- объективность;
- индивидуальность;
- стимулирующий характер;
- наглядность (гласность);
- воспитательный характер.
Материалы, которые можно использовать: разработанной самостоятельной технологической картой учебных достижений учащихся (если вам она нужна).
Задание 23. Продемонстрируйте примеры целенаправленного использования педагогом различных позиций в общении («дитя/ребенок», «родитель», «взрослый») в воспитательной беседе с учеником или родителем. Аргументируйте свою точку зрения.
Знать: понятия «педагогическое взаимодействие», «педагогическое общение», «позиция в общении»; функции педагогического общения, его структуру, позиции в общении и их характеристики.
Уметь: управлять педагогическом общением, собственным состоянием и состоянием партнера в общении, использовать «усадки».
Владеет: технологией педагогического общения.
Содержание и рекомендации.
Педагогическое общение – способствующее более полному развитию личности взаимодействие преподавателя с учащимися (воспитанниками) в педагогическом процессе, имеющее определенные педагогические функции и направленное на оказание воспитательного влияния на воспитуемых, создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию взаимодействия и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. Оно способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению, взаимопознанию. Педагогическое общение – процесс управляемый и целенаправленный, в ходе него решаются конкретные задачи воспитания, обучения, развития личности. «Миссия педагога заключается в том, чтобы через общение поднимать и возвышать каждого своего ученика, повседневно заботиться о его интеллектуальном и нравственном развитии» (А.А. Лобанов[26]).
Позиция в общении («состояние» согласно теории трансактного анализа Э. Берна) – состояние нашего Я, которое сейчас проявляет себя в ситуации общения. «Усадка» - прием угашения в себе и в другом человеке нежелательного поведения («ненужной» позиции, состояния) в конкретном общении.