Методические рекомендации преподавательскому составу

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста-юриста, как и всякого иного специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к теории государства и права.

Проблемы теории государства и права как учебная дисциплина отличается от иных юридических дисциплин следующим. Основное назначение теории государства и права заключается, во-первых, в формировании у студентов способности к теоретическому анализу государственно-правовых явлений, во-вторых, в умении формулировать точные определения и понятия, в-третьих, в привитии навыков использования государственно-правовых конструкций и теоретических моделей для более точной интерпретации и обобщений фактов из многогранного мира государства и права.

Сегодня теория государства и права предстает комплексной наукой и учебной дисциплиной, включающей в себя научные предметы, знания и методы других общественных, исторических и юридических наук. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения преподавателю теории государства и права очень важно использовать возможности межпредметных связей теории государства и права с другими юридическими и гуманитарными дисциплинами. В частности, в ходе изучения и анализа особенностей государственно-правовой деятельности стимулируется применение студентами таких парных философских и общенаучных категорий, как «сущность–явление», «закономерность и случайность», «порядок и хаос», «развитие и саморазвитие (самоорганизация)», «форма и содержание», «общее – особенное – единичное» и др., определяются основные направления отраслевой реализации положений теории государства и права.

Сами по себе и государство, и право, возникли как следствие саморазвития и самоорганизации общества, они являются объектом повышенного интереса с практической точки зрения, их связь между собой очевидна и ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения. А социальная значимость теории государства и права во многом определяется ее связью с социальной практикой. Теория всегда является предпосылкой возникновения практики, а практика – всегда обогащает теорию. В этой связи и юридическая практика как некий социально-правовой опыт обуславливает цели и основные направления исследования государства и права как теоретической науки. Сказанное дает основание утверждать, что преподавателю, читающему курс проблем теории государства и права, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-юридической практики. Лозунгом дня должен являться своеобразный прагматизм, понимаемый как приложение теоретико-правовых знаний к проблемам реальной юридической практики.

Одной из функций теории государства и права является выработка основных терминов и понятий, которые используют не только все отрасли юридической науки, а также ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика. Следовательно, при преподавании данной учебной дисциплины важнейшей задачей является формирование у студентов понятийного и категориального аппарата юриспруденции.

Эта особенность предмета проблем теории государства и права должна быть непременно учтена преподавателем, читающим данный курс. Поэтому одной из форм контроля самостоятельной работы студентов может быть проведение диктантов (контрольных работ, устных опросов) по знанию терминов. Такие диктанты по терминам целесообразно проводить в конце первого и в конце второго семестров и рассматривать их в качестве своеобразных допусков к зачету и экзамену по дисциплине. Естественно, что студенты должны быть предупреждены о проведении такой формы контроля в начале учебного года.

Кроме того, при преподавании проблем теории государства и права, достаточно важно обратить внимание на такой методический принцип – как диалогизм сообщения материала студентам по соответствующим темам. Этот принцип обуславливает обязательность уважения к точке зрения, позиции любого участника занятий по курсу. Вместе с тем целесообразно препятствовать превращению занятий в митинги, в ходе которых в устной форме выражаются политические страсти, предпочтения, активные намерения.

Правильно понятый академизм образовательного процесса полезен в работе над темами, злободневность которых способна разжечь неуправляемые страсти. Ведь в области политики и права взвешенное спокойствие при анализе непростых и чаще всего недостаточно ясных даже специалистам явлений – неплохое качество, входящее в состав краеугольных свойств гражданственности. Поэтому при обсуждении тех или иных проблем (особенно спорного, дискуссионного характера) на занятиях по теории государства и права позиции, излагаемые преподавателем, должны носить рекомендательный характер и допускать иные толкования, быть максимально корректными.

Более того, там, где речь идет о политических идеях, суждениях непосредственно связанных с убеждениями преподавателя и студентов, какие-либо оценки недопустимы; в этих случаях достаточно тактично выслушать те или иные точки зрения, обсуждать же следует то, что является предметом теории государства и права как научной дисциплины. Здесь столкновение различных точек зрения может приблизить учащихся к постижению истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: