Развитие слухового восприятия. Дошкольный период является диагностическим по отноше­нию к выявлению слуховых возможностей глухих детей: уточняется состояние тонального слуха дошкольников

Дошкольный период является диагностическим по отноше­нию к выявлению слуховых возможностей глухих детей: уточняется состояние тонального слуха дошкольников, их возмож­ностей в восприятии на слух речи и неречевых звучаний.

В процессе развития слухового восприятия глухие до­школьники учатся реагировать на разнообразные звуки (неречевые и речевые), т. е. обнаруживать наличие звука.

Одновременно с обучением реагировать на разнообразные звуки дети учатся различать на слух звучание игру­шек, слов, словосочетаний, фраз. Различение звучаний проис­ходит при непосредственном зрительном выборе объектов. Так, перед ребенком ставят либо игрушки, звучание которых нужно определить (например, при выборе из двух: барабан, дудка), либо предметы, картинки, таблички, соответствующие словам, фразам, различаемым ребенком на слух (например, при выборе из трех: дом, собака, рыба).

После того как глухие дошкольники научатся различать на слух первые слова и фразы, они обучаются их опознаванию на слух; в отличие от различения, никакой зри­тельной опоры не дается. Ребенок повторяет воспринятое на слух слово (словосочетание, фразу, текст), воспроизводит его как услышал, и лишь затем педагог подкрепляет сказанное картинкой (предметом, табличкой). При этом сурдопедагог должен быть уверен, что ребенок правильно соотносит свое проговаривание с тем или иным предметом, действием, фра­зой. Весь новый речевой материал глухие сначала учатся различать на слух, а затем – опознавать на слух.

На третьем-четвертом годах обучения педагог начинает учить детей распознавать на слух незнакомый по звучанию речевой материал, воспроизводя услышанное слово (словосочетание, фразу) точно, приближенно или го­воря отдельные элементы речевого задания.

Содержанием работы по развитию слухового восприятия являются: выработка условно-двигательной реакции на звук; различение на слух неречевых и речевых сигналов; обучение восприятию на слух речевого материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: