Комплексная программа воспитания личности подростка

А) Характеристика социальной среды

1. Город, район города, улица, поселок, деревня.

2. Характеристика застройки (например, частный сектор, новостройка), состояние двора.

3. Транспортная инфраструктура (возможность с наименьшими затратами времени добраться до различных районов города, центра города, учреждений досуга).

4. Бытовая инфраструктура.

5. Наличие или отсутствие нарушений правил торговли (например, спиртными напитками, сигаретами и т.д.).

6. Наличие или отсутствие мест, где подростки «делают деньги» (например, стоянок машин).

7. Наполняемость ближайших школ (переполнены ли школы).

8. Досуговая инфраструктура (наличие вблизи места жительства государственных и негосударственных учреждений досуга, каких; какие виды досуговой деятельности преобладают; ориентированы они на мальчиков или девочек; укомплектованность преподавателями; кружковая работа в учебном заведении, где обучается подросток: есть ли кружки, какие, кто ведет, в какое время, популярны они или нет; другие характеристики досуговой инфраструктуры).

Б) Социально-педагогическая характеристика личности (пол, здоровье; род деятельности, среда обитания, другие показатели, уровень самооценки, уверенность в себе, социальное окружение, его влияние на развитие личности (семья, школа, детские субкультуры, СМИ и Интернет), роль в совместной деятельности, положение в коллективе, преобладающий характер направленности личности, личностные качества, потребности, способности, волевые качества, нравственные качества, обучаемость (успеваемость), уровень воспитанности; уровень развития; представления о смысле жизни; социальная готовность к жизненным испытаниям и трудностям; степень социальной адаптации личности;дополнительные характеристики.

В) Социальный портрет ребенка (педагогическая позиция по отношению к личности как к субъекту социально-педагогического процесса; прогнозирование развития личности на основе педагогического оптимизма; динамичность изучения личности в различных ситуациях и видах деятельности; диалектический подход к личности: выявление противоречий, жизненных установок и ценностных ориентаций.

Г) Анализ педагогической концепции (цели и задачи воспитания, источники формирования целей воспитания, воспитание и социализация, воспитание как процесс присвоения общественных ценностей и социальных норм, воспитание как формирование системы отношений, характеристика факторов и условий воспитания, педагогические ценности и воспитание, составные части развитой личности, базовая культура личности, особенности современной авторской концепции воспитания, критерии выделения и анализа структуры воспитательного процесса, закономерности воспитания личности, принципы воспитания, педагогическое взаимодействие: сущность, принципы, сущность методов воспитания и их классификация, условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания, критерии выбора средств и методов воспитания (возрастные особенности, актуальность, уровень самодеятельности школьников, традиции детского коллектива), система средств воспитания: виды деятельности, микросреда, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Основные характеристики детского коллектива.

Оценка результативности воспитательной деятельности.

Эффекты воспитательной деятельности.

Преобразование участников воспитательного процесса как показатель эффективности воспитательной деятельности.

Проект открытой педагогической площадки. Консалтинговый центр "Психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе" Церковная Ирина Анатольевна, заместитель заведующего Волкова Светлана Александровна, заведующий Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями Объявление google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 17” функционирует с 1983 г. Расположено в перспективном, молодом районе города, (Парижской коммуны, 10). В детском саду работает 11 групп, в течение 6 лет учреждение реализует комплексную программу “Детство” под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. Педагогический состав – 23 человека. Коллектив стабильный, перспективный (100% – имеют педагогическое образование, 70% – аттестовано, 65 % – имеют стаж работы более 10 лет, 26% – работают в данном учреждении более 20 лет). Педагоги принимают активное участие в конкурсном движении, в работе городских методических формирований. Теоретическая основа проекта Современные психологические исследования показывают, что дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовые к школе, но и недостаточно хорошо психически развиты. По мнению Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина понимание психологической готовности к школе представляет собой концепцию, основанную на возрастном, мотивационном и генетическом подходе. Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. Понятие возраста, предложенное Л.С. Выготским, основывается на следующих представлениях:
  • о социальной ситуации развития;
  • о кризисных и литических возрастах ребенка;
  • о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого возрастного периода и определяющих психическое развитие ребенка.
Возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию. Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели. Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович “внутренней позицией школьника”. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Мотивационный подход показывает ту же возрастную точку целесообразного начала обучения в школе, что и возрастной подход. Генетический подход, по мнению Н.И. Гуткиной, позволяет понять генезис психологической готовности к школе, вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр с правилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовления детских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игры на игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читать хорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важно полноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Генетический подход позволяет проследить, как в рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностью исчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущей деятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная деятельность. Наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о том, что указанные изменения в развитии ребенка происходят не ранее 7 лет, то есть при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Н.И. Гуткина отмечает, что генетический подход показывает ту же самую возрастную точку целесообразного начала школьного обучения, что и возрастной, и мотивационный подходы. Сочетание указанных выше подходов позволит:
  • разработать систему психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе, направленную на профилактику школьной дезадаптации;
  • использовать эффективную диагностику психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению.
Новизна и актуальность проекта В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) “О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного образования, обеспечения равных стартовых возможностей и условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) “Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.” в структуру общего образования введена предшкольная ступень. Таким образом, предшкольная подготовка обусловлена государственным заказом и заказом родителей. Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей. Смена модели воспитания и обучения дошкольника с общественной на семейную актуализировала проблему не готовности достаточно большого числа родителей взять на себя ответственность за осуществление этой деятельности. Одни просто не считают нужным, другие испытывают дефицит специальной психолого-педагогической информации по данному вопросу. Поэтому проблема организации психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе является актуальной. Научный аппарат исследования Гипотеза: консалтинговая деятельность, направленная на психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки детей к школе позволит:
  • сформировать осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства;
  • снизить уровень школьной и личностной тревожности среди выпускников ДОУ;
  • повысить уровень готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект: психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе. Предмет: консалтинговый центр как форма организации психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки ребенка к школе. Цель: объединение научно-образовательных, педагогических ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Задачи:
  1. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое сопровождение опытной педагогической деятельности.
  2. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
  3. Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей в период подготовки ребенка к школе.
Стратегия и механизмы достижения цели Этапы реализации проекта. Первый этап – подготовительный (сентябрь–февраль 2009 г.) Задачи:
  1. Проанализировать методическую литературу и опыт работы других образовательных учреждений города, края по вопросам предшкольной подготовки и организации консалтинговых центров.
  2. Организовать сетевое взаимодействие по решению проблемы предшкольной подготовки (образовательные учреждения города, проектный офис управления образования “Предшкольное образование”).
  3. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность ОПП.
  4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
  5. Разработать мониторинг эффективности деятельности ОПП.
Ожидаемый результат: нормативно-правовая база ОПП, критерии эффективности деятельности ОПП, программа психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе. Второй этап – основной (март 2009 – октябрь 2010 г.) Задачи:
  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
  2. Реализовать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.
  3. Разработать план совместной консалтинговой деятельности в рамках сетевого взаимодействия (Детский сад – ПМПК, общеобразовательные школы, проектный офис управления образования “Предшкольное образование”).
Ожидаемый результат: Методические, дидактические, диагностические пособия и методики “Психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки ребенка к школе”. Командное обучение педагогов и специалистов ДОУ (учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) по теме проекта. Третий этап – рефлексивный (октябрь–декабрь 2010 г.) Задачи:
  1. Обобщить и распространить ценный педагогический опыт деятельности ОПП на муниципальном и краевом уровнях.
  2. Аттестовать педагогов на высшую квалификационную категорию по результатам деятельности опытной педагогической площадки.
  3. Проанализировать эффективность деятельности ОПП.
Ожидаемый результат: повышение педагогической компетентности родителей, повышение уровня готовности к школьному обучению на 40%, снижение уровня тревожности выпускников ДОУ на 30%, повышение квалификации педагогов на 30%, публикации материалов в сборниках научно-практических конференций, периодических изданиях дошкольного образования. Ожидаемый результат деятельности опытной педагогической площадки Количественный показатель – снижение школьной и личностной тревожности среди выпускников ДОУ на 40%, повышение уровня готовности к школьному обучению на 30%, повышение квалификационной категории педагогов-участников проекта – 30%; Качественный показатель – осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства, сознательный выбор с их стороны учебного заведения и программы школьного обучения; программа психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам подготовки к школе. Рабочий план первого года реализации проекта (2008–2009 уч. г.)
№ п/п Мероприятия Время выполнения Ответственные Ожидаемый результат
  Разработка нормативной базы Декабрь 2008 – апрель 2009 Руководитель ОПП Нормативные документы, определяющие деятельность ОПП
  Анкетирование родителей “Как помочь ребенку подготовиться к школе” Декабрь 2008 Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП Определение запроса родителей
  Круглый стол “Образовательные программы нового поколения” Февраль 2009 Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП Буклеты о деятельности общеобразовательных учреждений, повышение уровня знаний родителей
  Консультации по вопросам подготовки детей к школьному обучению для родителей детей, посещающих и не посещающих ДОУ В течение года Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП Сборник консультаций “Как помочь ребенку подготовиться к школе”, повышение уровня знаний родителей
  Подбор диагностического материала для определения готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей Октябрь 2008 ноябрь 2008 Педагог-психолог, учитель-логопед Методики для определения готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей
  Диагностика готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей посещающих и не посещающих ДОУ Ноябрь 2008, Апрель 2009 педагоги-участники ОПП Первичный уровень готовности к школьному обучению
  Разработка программы психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе Февраль–май 2009 Научный руководитель, руководитель ОПП Программа психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: