Предполагаемые риски

Риски Способы их преодоления
Изменение состава ОПП Введение в состав ОПП педагогов, аттестовавшихся на 1 категорию в 2008–2009 гг.
Изменение контингента детей Проведение консультативной методической работы с воспитателями старших групп
Изменение системы оплаты труда Оплата деятельности участников ОПП из стимулирующего фонда оплаты труда.
© 2003—2009 Издательский дом ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание отно-шений как процесс личностного и индивидуального развития детей. Тема 2. Общие методы и средства воспитания. Тема 3*. Формирование готовности ребенка к ненасильственномувзаимодействию. Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ребенка. Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Тема 6. Гражданское воспитание школьников. Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общей сис-теме учебно-воспитательной работы. Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников. Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и обще-ственности. Тема 10. Организация самовоспитания детей. Тема 11**. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитаниеотношений как процесс личностного и индивидуального разви-тия детей. Отличие специфики воспитания от процесса обучения и необхо-димость разработки его теоретических основ. Воспитание в широком* Тема изучается самостоятельно в соответствии с программой и содержа-нием учебно-методического пособия «Основы ненасильственного взаимо-действия в начальной школе». Результаты самостоятельной работы кон-тролируются на коллоквиуме.** Тема изучается самостоятельно по предлагаемому плану. Результаты са-мостоятельной работы контролируются на коллоквиуме. 5 и узком смысле слова. Формирование отношений как важнейшая за-дача воспитания. Понятие «воспитание» как центральная категория научного ос-мысления профессиональной педагогической деятельности. Понятие«воспитание» как общественное явление. Единство воспитания ижизни. Смежные педагогические понятия: «становление», «формиро-вание», «развитие». Признаки содержания понятия «воспитание».Сущностные характеристики понятия «самовоспитание». Спецификапонятия «перевоспитание». Подвижность центральных педагогиче-ских понятий теории воспитания. Профессионально-педагогическая позиция в выявлении сущностивоспитания. Сущность процесса воспитания (содержание центрально-го определения). Факторы развития личности. Воспитание как соци-альное явление. Воспитание как искусство. Воспитание как формиро-вание личности и развитие индивидуальности. Цели воспитания: предвидение результата деятельности педагога-профессионала. Специфические черты целей воспитания как социально-психологического феномена. Общий характер целей воспитания: воз-можность сохранения в своих границах бесконечной вариативности ин-дивидуального развития. Показатели и критерии воспитанности школь-ников. Характеристика закономерностей воспитания. Принципы воспи-тания: содержательный анализ. Синкретичность принципов воспитания. Содержательные типы воспитания: целевой аспект. Варианты ор-ганизации воспитания в образовательных учреждениях. Основные формы воспитания. Обзор зарубежных воспитательных концепций. Тема 2. Общие методы и средства воспитания. Понятие метода воспитания в педагогической деятельности. Типыдействия воспитателя. Факторы организации действий воспитателя.Условия рассмотрения, выбора и реализации методов воспитательно-го действия и организации воспитательного взаимодействия. Понятие о средствах воспитания. Система средств воспитания.Взаимосвязь методов, средств, форм воспитания. Классификации методов воспитания (Н.И. Болдырев и др.,Т.И. Ильина и др., Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов,А.И. Дулов, А.М. Сидоркин). Практическая классификационная схема методов воспитания.Сущность методов убеждения (внушение, повествование, диалог, до-6 казательство, инструктаж, развернутый рассказ лекционного типа,обращение и др.). Рекомендации по реализации метода убеждения.Особенности методов упражнений-приучений, задания для индивиду-альной и групповой деятельности в виде поручений или требований,состязание, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха.Характеристика методов оценки и самооценки (поощрения, замеча-ния, наказания, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации дове-рия, критики и самокритики). Специфика и условия реализацииразличных видов, форм, способов поощрения и наказания. Содержательный анализ классификации методов воспитанияН.Ф. Головановой. Методы формирования социального опыта детей.Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивациидеятельности и поведения. Методы самоопределения личности ребен-ка. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений де-тей в воспитательном процессе. Влияние методов воспитания на личность ребенка: психологиче-ский и педагогический аспекты. Тема 3. Формирование готовности ребенка к ненасильствен-ному взаимодействию*. Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ре-бенка. Содержание понятия «коллектив» в педагогике. Группа и коллек-тив. Психологическая структура группы как коллектива. Поэтапноеразвитие группы как коллектива, краткая характеристика этапов. Мо-тивация групповой деятельности (по Е.И. Тимощук). Необходимостьорганизации детского коллектива. В.А. Сухомлинский о детском кол-лективе. Понятие «детский воспитательный коллектив». Функции коллек-тива. Характеристика основных признаков воспитательного коллек-тива. Структура детского воспитательного коллектива: характеристи-ка основных компонентов. Стадии развития коллектива (А.С. Мака-ренко, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев). Пути, средства и методические основы воспитания ученическогоколлектива. Особенности основных методов по руководству развити-ем воспитательного коллектива (единые педагогические требования, * См. учебно-методическое пособие «Основы ненасильственного взаимо-действия в начальной школе». 7 коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление).Коллективные творческие дела как средство, способ организациитворческой, яркой жизни единого педагогического коллектива. Необходимость в едином педагогическом коллективе воспитате-лей и воспитанников. Система перспективных линий в работе с дет-ским коллективом. Место, роль и воспитательные возможности дет-ских организаций в школе. Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Мораль как специфическая форма общественного сознания. Мо-раль и нравственность. Нравственные ценности и школа. Сущность имеханизмы нравственного воспитания. Проблема нравственного вы-бора личности в современных условиях (анализ содержания публика-ций СМИ). Цели и задачи нравственного воспитания школьников.Специфика процесса нравственного воспитания. А.С. Макаренко:«педагогическая инструментовка». Формы, методы, средства нравст-венного воспитания. Критерии и уровни нравственной воспитанностидетей. Специфика содержания нравственного просвещения. Семей-ные уроки нравственности. Понятие об эстетическом. Сущность и функции эстетическогосознания. Художественно-эстетическое восприятие. Эстетическиечувства. Эстетические переживания. Эстетические потребности. Эс-тетические идеалы. Художественно-эстетический вкус. Способность кэстетическому суждению. Функции эстетического сознания. Цели,задачи, система эстетического воспитания. Средства эстетическоговоспитания. Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольнойработе. Критерии эстетической воспитанности школьников. Абст-рактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Идеяспонтанного художественно-эстетического проявления. Утилитарно-прагматическое эстетическое развитие. Теория религиозно-эстетичес-кого воспитания. Тема 6. Гражданское воспитание школьников. Сущность, функции и система гражданского воспитания. Полити-ка как форма общественного сознания. Структура и определяющиефакторы политического сознания. Политическая сознательность и по-литическое мышление. Показатели политической культуры. Социаль-ная, культурно-просветительская, воспитательная, психологическаяфункции политического гражданского сознания. Основные цели и за-8 дачи гражданского политического воспитания. Система механизмовгражданско-политического воспитания. Специфика содержания граж-данского воспитания. Патриотическое и интернациональное воспита-ние: особенности организации. Общечеловеческие аспекты граждан-ского воспитания. Правовое воспитание как составная часть граждан-ского воспитания. Основные источники и функции права. Структураправового сознания. Критерии правовой воспитанности. Критерии иуровни гражданской воспитанности. Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общейсистеме учебно-воспитательной работы. Сущность, назначение, функции мировоззрения. Единство кон-кретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обос-нованных убеждений относительно законов развития природы и об-щества, социально-экономического уклада жизни, системы общест-венно-политических отношений, определяющих активную позициючеловека. Мировоззрение как целостно-психологическое образование и егоструктура. Цель мировоззренческого воспитания. Методологические особенности формирования у детей основ на-учного мировоззрения в целостном учебно-воспитательном процессе. Воспитательная функция религии. Экономическое воспитание и особенности его организации в об-щей системе формирования мировоззрения школьников. Структураэкономического сознания, его функции. Критерии эффективностиэкономико-воспитательной работы со школьниками. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззре-ния подрастающего поколения. Специфика содержания деятельностипо экологическому воспитанию. Основные показатели экологическойвоспитанности. Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников. Понятие «труд» в философии, психологии и педагогике. Трудовоевоспитание как важнейший фактор формирования личности и ее гар-моничного развития. А.С. Макаренко как один из основоположниковтеории и практики трудового воспитания. В.А. Сухомлинский о тру-довом воспитании. Цели трудового воспитания в современной школе,его задачи. Представление о видовом составе труда младших школь-ников (бытовой, учебный, общественно-полезный, производительный 9 труд). Воспитательный потенциал различных видов трудовой дея-тельности. Педагогические условия организации трудового воспита-ния младших школьников. Содержание и основные средства трудово-го воспитания. Показатели эффективности трудовой воспитательнойдеятельности. Профессиональная ориентация как продолжение и раз-витие практической и психологической подготовки. Физическое воспитание как органическая часть общей системывоспитания. Социальная сущность физического воспитания. Цели иосновные задачи физического воспитания. Содержание практическойработы учителя по физическому воспитанию детей. Особенности ос-новных средств физического воспитания. Основные положения о ре-жиме дня школьников различных возрастных групп. Оздоровитель-ные и гигиенические мероприятия в режиме дня школьника. Системаорганизации физического воспитания школьников: уроки и факульта-тив, внеклассная спортивно-массовая работа, физкультурно-оздорови-тельные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до заня-тий, физкультминутки, подвижные игры, спортивные развлечения иаттракционы на переменах и т. п.); внешкольная спортивно-массоваяработа. Значимость семьи в организации и создании оптимальных ус-ловий для физического развития ребенка. Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи иобщественности. Сочетание общественного и семейного в воспитании как важней-шая предпосылка повышения его эффективности. Социально-эконо-мические факторы повышения роли школы в организации воспита-тельной работы семьи и общественности. Семья как начальная структурная единица общества. Состав семьи.Признаки семьи и ее функции. Исторические сведения о семье в Рос-сии. Концепция семейной педагогики в словесных изложениях: основ-ной смысл. Понятие о семейной педагогике. Цели семейного воспита-ния. Причины неудачного опыта воспитания собственных детей моло-дыми родителями в наши дни (по А.П. Ситнику). Семейное воспитаниеи семейное право. Конвенция о правах ребенка и отражение ее идей взаконодательных актах РФ. Новая методология антиавторитарной пе-дагогики Любви и Свободы Ю.П. Азарова. Содержание семейноговоспитания (по Ю.П. Азарову). Семейное воспитание глазами запад-ных специалистов. Педагогические лектории и родительские собранияв помощь семейному воспитанию: прогностическая и просветитель-10 ская работа. Педагогические консультации для родителей при посеще-нии семьи. Современные проблемы семейного воспитания. Основные вопросы совместной работы семьи, школы и общест-венности по воспитанию подрастающего поколения. Организация ро-дительской общественности в школе. Работа общественных организа-ций в школе. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в организациии проведении внеклассной учебно-воспитательной работы. Тема 10. Организация самовоспитания детей. Самовоспитание как высший этап воспитательного процесса. Фак-торы, определяющие необходимость самовоспитания. Условия воз-никновения потребности и готовности к самовоспитанию. Основныекомпоненты организации самовоспитания. Стимулирование детей к активной работе над собственным разви-тием и самосовершенствованием как важнейшая задача воспитания. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшиеметоды. Структурные компоненты процесса самовоспитания. Деталь-ная программа самовоспитания: общие характеристики. Программа иправила самовоспитания как «акцептор действия». Сущность методасамоубеждения. Метод самовнушения. Самообязательство. Самокри-тика: конструктивный потенциал. Метод эмпатии. Самопринуждение,или самоприказ. Особенности самонаказания. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. Основ-ные направления, содержание и формы работы школы по организациисамовоспитания школьников. Тема 11. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа(план самостоятельного изучения темы). Основные вопросы 1. Понятие о внеклассной и внешкольной воспитательной работе. 2. Цели и задачи внеклассной и внешкольной воспитательной ра-боты. 3. Виды, специфические принципы организации, содержание иформы внеклассной воспитательной работы. 4. Внешкольные учреждения: цели и задачи организации, контак-ты со школой. 11 5. Формы взаимодействия школы и внешкольных воспитательныхучреждений. 6. Современные средства, методы, формы ведения внеклассной ивнешкольной воспитательной работы и типы детских организаций (поматериалам педагогической периодики и Интернета).

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:

  • цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
  • деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
  • отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектом;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

(Такое внутреннее строение воспитательной системы предлагает академик Л.И. Новикова).

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

  1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.
  2. Формирование гражданского самосознания.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.
  5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
  6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для их решения используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Если система ориентирования на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества субъектов системы: детей, педагогов, родителей, то она является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требований, на воспитание послушания, а дисциплина – цель и главное воспитательное средство, то такая система – антигуманна. Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идет быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы, периоды стабильности, характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, отношениях, творчестве. Этого не надо боятся, необходимо это знать и анализировать причины, последствия явлений, происходящих в системе.

Вы поставили перед собой задачу: создать модель воспитательной системы. Есть множество форм, методов и приемов этой работы, и выбирать следует те, которые наиболее соответствуют вашим конкретным условиям. Назову характерные этапы развития системы воспитания в школе.

1-й этап становления. Создается инициативная группа, осознающая потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, обладающая способностью к продуцированию, осуществлению новых педагогических идей, умеющая системно мыслить и действовать. Используя простейшие приемы и методы диагностики, инициаторы выявляют основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. На различных заседаниях, сборах, совещаниях педагогического, ученического и родительского коллективов обсуждаются проблемы, наиболее важные вопросы; предлагаются пути, способы обновления и совершенствования школьной жизни. Изучается теория и практика воспитательных систем, теоретические и методические основы проектирования образа выпускника учебного заведения. Серьезным образом изучаются и рассматриваются следующие вопросы:

  • сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;
  • теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы;
  • формирование модельных представлений о воспитательной системе (концепция воспитания);
  • взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;
  • совместная деятельность и общение как основные системообразующие и системоинтегрирующие факторы;
  • критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
  • взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.

На следующей ступени становления воспитательной системы необходимо сформировать образ учебного заведения. Нужна специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся, родителей. Из чего она складывается? Так, например, школьники принимают участие в конкурсе фантастических и реальных проектов “Школа XXI века”, конкурсе сочинений “Школа, в которой я хотел бы учиться”, в КТД “Моя школа”. Педагоги и родители участвуют в конкурсе идей и проектов “Будущее нашей школы”, совещаниях-размышлениях о совершенствовании и обновлении школьной жизни. Взрослым и детям предлагается представить образ своей школы и попробовать его описать наиболее подходящим словом, строкой стихотворения или песни, схемой или рисунком. Все эти дела направлены на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.

Можно провести деловую игру. Ее участники: учителя, учащиеся 7-11 классов и их родители. Дается четыре задания участникам, разбитым на 5-6 микрогрупп.

1-е задание: определите качества, которыми должен обладать выпускник школы.

2-е задание: назовите главные цели обновления и совершенствования жизнедеятельности учебного заведения.

3-е задание: сформулируйте основные правила (принципы) построения жизни в школе, которые помогут воспитать ученика, обладающего качествами образа выпускника.

4-е задание: предложите конкретные формы и способы совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника.

Происходит согласование и интеграция представления детей и взрослых о будущем своей школы, его воспитательной системе.

На основе анализа и обобщения полученных результатов творческая инициативная группа из представителей учителей, учащихся, родителей, администрации школы завершает проектирование образа выпускника учебного заведения и разрабатывает концептуальные положения о построении воспитательной системы.

Рекомендуется разрабатывать концептуальную модель со следующими разделами:

1. Исходное состояние воспитательной системы

  • основные параметры образовательного учреждения;
  • воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды;
  • достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

2. Проектируемое состояние воспитательной системы

  • теоретико-методологические основы системы;
  • ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи, принципы построения воспитательной системы);
  • механизм функционирования системы (функции воспитательной системы, системообразующие виды деятельности, системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса; педтехнологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управления и самоуправления; внутренней и внешней связи; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение);
  • этапы построения системы;
  • критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Наряду с концепцией воспитательной системы разрабатывается программа ее построения, рассчитанная на 2-3 года (модель же воспитательной системы школы строится 1-1,5 года).

Программа может быть составлена по следующей форме

Задачи (направления, условия) реализации цели Деятельность участников учебно-воспитательного процесса Сроки выполнения Результаты
педагоги учащиеся родители совместная деятельность   промежуточные окончательные
               
               
               
               

Когда модель воспитательной системы и программа построения теоретически подготовлены, в школьном сообществе на всех уровнях: учащихся, педагогов и родителей происходит обсуждение и выявление степени соответствия документов коллективному замыслу, образу учебного заведения. Вносятся изменения и коррективы.

Но только внутришкольной экспертизы недостаточно, поэтому проводится и внешняя экспертиза работниками управления образованием, ИПКРО. Оценивается социально-педагогическая значимость реализации модельных представлений, новизна замысла разработчиков, обоснованность концептуальных идей и действий по обновлению процесса обучения и воспитания учащихся; соответствие проектируемых условий жизнедеятельности школьного сообщества психолого-педагогическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и т.д.

Управленческая экспертиза направлена на установление соответствия положений, подготовленных материалов Закону РФ “Об образовании”, другим законам, нормативно-правовым актам, кадровым и финансово-материальным возможностям учебного заведения. После получения положительной экспертной оценки концепция и программа деятельности по созданию воспитательной системы утверждаются на заседании педагогического совета школы, Совета школы.

2-й этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Окончательно утверждаются приоритетные направления деятельности, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологический отношений как в детской, так и во взрослой среде.

3-й этап завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает.

Школьный коллектив выступает как единое целое, сообщество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью и взаимной терпимостью, педагогами реализуется личностный подход. В управление системой включается все большее количество активных участников – детей, учителей, родителей.

Завершающий этап в развитии воспитательной системы не конец процесса системообразования. Чтобы в воспитательной системе не возникало торможения, чтобы предохранить ее от застойных явлений, стереотипов, чувства непогрешимости необходимо обновлять систему, использовать инновации, четко ориентировать ее на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, его самочувствие и личностный рост.

В идеологию системы с самого начала следует заложить идею свободы выбора, личного достоинства каждого субъекта системы. При моделировании воспитательной системы необходимо иметь видение всей жизнедеятельности учебного заведения.

Связь составляющих образа школы и компонентов воспитательной системы

Составляющие образа школы Компоненты воспитательной системы учебного заведения
1. Образ выпускника. Индивидно-групповой Ценностно-ориентированный Диагностико-результативный Отношенческо-коммуникативный
2. Образ жизнедеятельности школы, построения в ней деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Функционально-деятельностный Отношенческо-коммуникативный Диагностико-результативный
3. Представление о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения. Индивидно-групповой
4. Представление о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой. Отношенческо-коммуникативный

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Воспитательная система школы – сложное психолого-социопедагогическое образование, саморегулируемое и управляемое. Это открытая система, постоянно развивающая. Она имеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: