№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
Содержание лекционного курса
|
| Введение
в безопасность
| Понятие, цель, задачи БЖД. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Взаимодействие человека со средой обитания.
Виды и источники опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей.
Системы безопасности. Краткая характеристика систем безопасности. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Риск – измерение риска, разновидности риска.
|
| Идентификация и
воздействие на
человека вредных
и опасных факторов
среды обитания
| Классификация негативных факторов среды обитания человека. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Время реакции человека к действию раздражителей.
Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления.
Химические негативные факторы (вредные вещества)
Биологические негативные факторы (микроорганизмы)
Физические негативные факторы: шум, вибрация, ультразвук. Электромагнитные излучения - виды, источники, действие на организм. Ультрафиолетовое излучение. Действие излучения на человека. Безопасные уровни воздействия. Источники ультрафиолетового излучения в биосфере и техносфере.
Электрический ток. Виды электрических сетей, параметры электрического тока и источники электроопасности. Влияние вида и параметров электрической сети на исход поражения электрическим током.
|
| Защита человека и
среды обитания от
вредных и опасных
факторов
| Основные принципы защиты от опасностей.Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств.
Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.
|
| Обеспечение
комфортных условий
жизнедеятельности
человека
| Понятие комфортных или оптимальных условий. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещенность и комфортная световая среда.
Микроклимат помещений. Механизм теплообменамежду человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях
|
| Психофизиологические
и эргономические
основы безопасности
| Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющие на надежность действий операторов.
Виды и условия трудовой деятельности.Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.
Эргономические основы безопасности.Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек - машина - среда».
|
| Чрезвычайные
ситуации и методы
защиты в условиях их
реализации
| Основные понятия и определения,классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций.
Классификация стихийных бедствий и природных катастроф.Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени.Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения.
Основы организации защиты населения и персоналав мирное и военное время, способов защиты; защитные сооружения, их классификация.
Организация эвакуации населения и персоналаиз зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
Основы организации аварийно-спасательныхи других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
|
| Управление
безопасностью
жизнедеятельности
| Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.
|
Номер раздела дисциплины
| Темы практических и семинарских занятий
|
| Практическая работа №1 «Основное понятие науки БЖД. Классификация опасностей»
Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды.
Виды опасных и вредных факторов техносферы
|
| 1. Практическая работа №2 «Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютеров»
2. Системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания.
Особенности структурно-функциональной организации человека.
Естественные системы защиты человека от негативных воздействий.
Характеристики анализаторов.
3. Алкоголь, наркотики и табак как специфические вредные вещества. Особенности их вредного воздействия на человека
|
| 1. Ультрафиолетовое излучение. Источники ультрафиолетового излучения в биосфере и техносфере.
Действие излучения на человека.
Безопасные уровни воздействия.
2. Практическая работа №3«Защита от электромагнитных полей»
|
| Понятие микроклимата.
Теплообменмежду человеком и окружающей средой.
Климатические параметры, влияющие на теплообмен.
Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека.
Терморегуляция организма человека.
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.
Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования.
|
| 1. Практическая работа № 4 «Оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»
2. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для
Организация рабочего места
|
| 1. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты
Практическая работа № 5 «Действие населения при землетрясении»
2. Терроризм, характер и особенности террористических действий. Меры борьбы с терроризмом. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Формы реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях
|
| Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.
Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.
|