Долгое правление императрицы Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» я Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть «пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ» (А. Б. Каменский).
Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм — учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью ра-
|
|
дикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство.
Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, — пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.
Наиболее значительными преобразованиями императрицы Екатерины II в духе просвещенного
абсолютизма были:
— созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды
|
|
Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и другие
1 подобные заведения). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;
— принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);
— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сосло-
вия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской думы;
— принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;
— реформы 1782—1786 гг. в области школьного образования.
Преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775), события во Франции — взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) — не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 1790-е гг. и вовсе прекратились. Преследование А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».
И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, были заложены основы гражданского общества в России. (См. также документ № 10.)
л.
2. Понятие «многопартийность» (плюрализм) характеризуется наличием в обществе множества политических партий, занимающих различные идеологические позиции и выступающих от имени разных социальных слоев. Многопартийность — важная и неотъемлемая черта демократического правового государства.
|
|
Впервые система политических партий сложилась в Российском государстве в начале XX столетия. Эта система включала в себя целый ряд организаций, которые можно сгруппировать в три крупные политические силы: социалисты, либералы, консерваторы. Деятельность политических партий была узаконена в 1905—1906 гг. в ходе первой российской революции. (См. билет № 13, вопрос 1 и билет № 1, вопрос 2.)
Многопартийная система была ликвидирована в ходе российской революции 1917 г. и Гражданской войны. К началу 1920-х гг. в нашей стране сложилась однопартийная система. Государственная власть, контроль над жизнью общества оказа-, лись в руках партии большевиков (РКП(б) — ВКЩб) — КПСС).
Восстановление многопартийности началось в период перестройки, во второй половине 1980-х гг. В условиях демократизации общественной жизни в СССР возникли новые политические организации, среди которых выделялись: Демократическая партия России (лидер Н. И. Травкин), Демократическая платформа в КПСС (В. Н. Лысенко, И. Б. Чубайс, В. Н. Шостаковский), Демократическая Россия (Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак), Демократический союз (В. И. Новодворская), Либерально-демократическая партия (В. В. Жириновский), общество «Память» (В. В. Васильев).
В феврале 1990 г. из статьи 6 конституции СССР было исключено положение о руководящей роли КПСС в обществе. Тем самым был положен конец эпохе запрета на появление в стране других, помимо КПСС, партий. Политический плюрализм стал реальностью.
После падения коммунистического режима в 1991 г. новая российская государственность строилась на демократических принципах, среди которых и возможность для деятельности различных политических партий. Конституция нашей страны, принятая в декабре 1993 г., гласит: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».
у Билет № 7
1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.
2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.
|
|
3. Работа с источником.
1. В XVIII столетии была решена важнейшая внешнеполитическая задача, объективно поставленная еще в эпоху петровских преобразований — превращение Российской империи в могущественную державу, игравшую важную роль в мировой политике. Дипломатическим и военным путем она отстаивала свои интересы на ряде направлений — в первую очередь на европейском и восточном, связанном с противодействием Османской империи.
Ко второй половине XVIII в. Россия стала важным действующим лицом европейской политики. В 1756—1761 гг., в период правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761), страна участвовала в Семилетней войне. Россия наряду с Францией и Австрией была участницей Версальской коалиции, направленной против Пруссии и Англии. Одержав ряд блестящих побед при Грос-Егерсдорфе (1757), Кенигсберге (1758), Ку-нерсдорфе (1759) и взяв Берлин (1760), Россия в 1761 г. неожиданно вышла из войны: новый император Петр III (1761—1762), поклонник прусского короля Фридриха II, попытался переориентировать внешнюю политику на союз с Пруссией.
В годы правления Екатерины II (1762—1796) Россия проводила активную внешнюю политику, стремясь решить две главные проблемы — турецкую и польскую. Сущность первой состояла в том, чтобы выйти наконец к Черноморскому побережью: этого требовали и военно-стратегические (обороноспособность южных рубежей), и экономические (свобода торговли в Черном море, возможность экспорта сельскохозяйственной продукции) интересы России. Что касается второй проблемы, то речь шла о судьбе переживавшей затяжной внутриполитический кризис Польши: плодами этого кризиса стремились воспользоваться Австрия, Пруссия и Россия, которая в расширении своих западных границ видела исторически справедливый акт возвращения отторгнутых еще в XIII—XV вв. западнорусских земель.
В ходе русско-турецкой войны 1768 — 1 774 гг. блестящие победы были одержаны русской армией (при Ларге, при Кагуле, 1770, командующий генерал П. А. Румянцев) и флотом (в Чесменском сражении, 1770, командующие адмиралы Г. А. Спиридов и В. Грейг). Кючук-Кайнарджий-ский мирный договор был подписан в 1774 г. Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь и др., добилась права свободного плавания торговых судов по Черному морю и проливам Босфор и Дарданеллы. Была провозглашена независимость Крыма от Турции. В 1783 г. он был включен в состав России. Военный успех закрепляла активная деятельность по хозяйственному освоению новых территорий, основание новых городов (Николаев, Севастополь и др.), постройка Черноморского флота.
Противоборство России и Турции распространялось и на Закавказье. Важным внешнеполитическим успехом Екатерины II стало заключение в
1873 г. Георгиевского трактата. По нему Россия принимала под свое покровительство Восточную Грузию. Русское правительство обязалось защищать ее от внешних врагов, ограничив при этом самостоятельность Восточной Грузии во внешней политике.
Русско-турецкая война 1787 — 1791 гг. была начата Турцией, потребовавшей вернуть Крым и объявившей военные действия против России. Россия добилась новых успехов. Взятие Очакова войсками Г. А. Потемкина (1788), победы А. В. Суворова при Фокшанах и реке Рымнике (1789) и взятие Измаила (1790), уничтожение турецкого флота адмиралом Ф. Ф. Ушаковым в сражениях при Синопе, Самсуне и др. (1790—1791) дали России Крым и Очаков, передвинули ее восточные границы с Буга на Днестр и окончательно утвердили ее на Черном море (таковы условия Ясского мира 1791 г.). Основные цели, которые преследовала Россия на Черном море, были, таким образом, достигнуты.
Русско-турецкие войны со всей очевидностью выявили превосходство русского военного искусства. Ф. Ф. Ушаков, П. А. Румянцев, А. В. Суворов разработали новую наступательную стратегию, ввели рассыпной бой, обосновали тактику штыкового боя, взаимодействия пехоты, артиллерии и конницы. В знаменитой «Науке побеждать» А. В. Суворов сформулировал принципы военного искусства, принесшие победы русскому оружию: натиск, быстрота, мужество, инициатива, боевая выучка и патриотизм солдат.
На польском направлении Россия также добилась того, к чему стремилась. Первый раздел Польши (1772) между Россией, Пруссией и Австрией дал России восточнобелорусские земли. По условиям второго раздела (1793) Россия получила
центральную часть Белоруссии с Минском и Правобережную Украину, по третьему разделу (1795) — Литву, Курляндию, Западную Белоруссию. Экономически и стратегически Россия выигрывала: плодородные земли Украины и возможность отодвинуть потенциально опасные западные границы были важным достижением. В то же время Россия, Австрия и Пруссия усиливались за счет Полыни, более чем на столетие лишившейся государственной самостоятельности.
Заключительное десятилетие XVIII в. подтвердило роль России как великой европейской державы (знаменитое высказывание канцлера А. А. Без-бородко о том, что без России «ни одна пушка выпалить не смела», убедительно доказывает эту мысль). Революция во Франции и особенно якобинский террор 1793 г. подтолкнули Екатерину II к вступлению в антифранцузскую коалицию. Лишь приход к власти Павла I (1796—1801) после кончины императрицы сорвал поход русской армии под командованием А. В. Суворова в Европу. Он был прообразом Итальянского похода (1799), в ходе которого войска А. В. Суворова нанесли поражение французам в Северной Италии. Швейцарский поход, завершившийся знаменитым переходом через заснеженные Альпы, был последним актом в истории антифранцузской коалиции 1798— 1799 гг.: Павел I принял решение о переориентации на Францию.
Конец XVIII столетия был отмечен проникновением России на Американский континент. Освоением полуострова Аляска и близлежащих островов занималась Российско-Американская компания, которой руководил А. А. Баранов. Позже, в начале XIX в., русские доплывали даже до Калифорнии. Они основывали в Америке свои поселения (крупнейшее — Новоархангельск, самое юж-
ное — Форт-Росс), разведывали природные богатства, пытались налаживать контакты с местным населением.
2. Понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины» относятся к периоду, когда руководителем СССР был Н. С. Хрущев. Он занимал посты первого секретаря ЦК КПСС (1953—1964), председателя Совета министров СССР (1958— 1964). Этот период ознаменовался частичной десталинизацией советского общества, важными преобразованиями в социально-экономической сфере, яркими культурными достижениями.
Реабилитация жертв политических репрессий, осужденных при И. В. Сталине, началась вскоре после его кончины в марте 1953 г. Ее инициатором был глава МВД Л. П. Берия. После его снятия с руководящих постов процесс реабилитации продолжился. Новый импульс этому процессу придал проходивший в феврале 1956 г. XX съезд КПСС, на котором Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В июне
% 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Всего за время пребывания Хрущева у власти было реабилитировано более 700 тыс. человек. Однако в отношении многих невинно осужденных людей справедливость так и не была восстановлена.
Во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. реабилитация постепенно была свернута. Вновь к этому вопросу вернулись в период «перестройки», когда партию возглавил М. С. Горбачев. Во второй половине 1980-х гг. были реабилитированы те, кто еще числился среди «врагов народа».
Понятие совнархоз связано с преобразованиями, которые Хрущев осуществлял в области руко-
водства народным хозяйством. Для того чтобы добиться мощного экономического роста, он решил прибегнуть к административной перестройке управления отдельными отраслями. В основе реформы лежала идея о том, что «система руководства народным хозяйством через специализированные центральные министерства исчерпала себя и не соответствует достигнутому уровню и масштабам производства».
В мае 1957 г. вместо министерств были учреждены советы народного хозяйства (совнархозы) — территориальные органы управления промышленностью и строительством. Всего действовало более 100 совнархозов. По официальным данным, в первый год действия реформы прирост промышленной продукции был на 17 млрд руб. больше, чем в предыдущем году. Однако к качественным изменениям в экономике введение совнархозов не привело, в начале 1960-х гг. трудности в развитии народного хозяйства стали нарастать. Вскоре после смещения Хрущева с руководящих постов руководство страны приняло решение отказаться от системы совнархозов и восстановить отраслевые министерства (1965).
Преобразовательные усилия Хрущева охватывали и сферу аграрного производства. Именно она требовала неотложных мер: в стране катастрофически не хватало продовольствия, у колхозников отсутствовали стимулы к труду. Не решившись посягнуть на колхозную систему, руководство страны в 1953 г. ослабило налоговое бремя в деревне, повысило закупочные цены на сельхозпродукцию, списало с колхозов долги.
Февральско-мартовский пленум ЦК КПСС 1954 г. поддержал идею Хрущева о распашке огромных территорий Западной Сибири, Южного Урала и Казахстана. ЦК КПСС и Совет министров
приняли постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Началась массовая кампания, в первых рядах которой шли комсомольцы. На целину ехала молодежь со всей страны, новая жизнь началась для 350 тыс. юношей и девушек. Несмотря на бытовые трудности и непростые природные условия целинных краев, они пахали землю, собирали урожай. Было создано более 4,5 тыс. новых совхозов. Значительно выросли среднегодовые показатели сбора зерна в стране: 45,2 млн т в 1954—1958 гг. против 22,7 млн т в 1949—1953 гг.
В целом освоение целины носило противоречивый характер. С одной стороны, освоение целинных земель стало еще одним этапом многовекового процесса вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, строительства городов, прокладки дорог. С другой стороны, это был типичный для советской экономики экстенсивный метод ведения хозяйства — увеличение производства сельхозпродукции достигалось не за счет совершенствования обработки земли, а путем расширения посевных площадей. (См. также билет № 22, вопрос 1.)
Билет № 8
1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.
2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.
3. Работа с источником.
1. В XVIII столетии, начиная с эпохи петровских преобразований, русская культура европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский, в отличие от религиозного, характер). Она включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран, в первую очередь европейских. Во второй половине XVIII в. в России расширялись научные исследования, формировалась система образования, замечательные произведения были созданы художниками, архитекторами и скульпторами.
Действовала Академия наук, организовавшая в 1760—1770-х гг. пять экспедиций. Их участника обследовали территории Поволжья, Урала, бескрайние просторы Сибири и другие земли. Значительны достижения российской науки, представленной именами М. В. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история, поэзия), Л. Эйлера (математика, физика), С. П. Крашенинникова, П. С. Далласа (география), К. И. Щепина (медицина), А. Т. Болотова (агрономия, почвоведение), М. М. Щербатова, И. Н. Болтина (история), Я. П. Козельского и СЕ. Десницкого (правоведение) и др. Выдающи-
мися изобретателями были И. И. Ползунов (паровая машина), И. П. Кулибин (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста через Неву и др.). Е> 1783 г. была создана Российская академия. Ее первым президентом стала графиня Е. Р. Дашкова. В Российской академии был составлен словарь русского языка.
Во второй половине XVIII в. в России сложилась система светского образования. Первым в России стал основанный в 1755г. по инициативе М. В. Ломоносова и П. И. Шувалова Московский университет. В 1757 г. по проекту Шувалова в Петербурге была открыта Академия художеств.
В 1763 г. И. И. Бецкой представил императрице Екатерине II план учебной реформы, основанной на идеях передовой педагогической мысли того времени. По ней учреждались сословные закрытые учебные заведения для дворян (Смольный институт благородных девиц в Петербурге, Екатерининское училище для девушек в Москве, 1764 г., Сухопутный шляхетский кадетский корпус, 1766 г.), духовенства (духовные семинарии и •академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы). Специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными.
Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 1780-х гг. общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах. В крупных городах страны открывались воспитательные дома для сирот.
Императрица Екатерина II вошла в историю как один из видных педагогов своего времени: она собственноручно составила наставления по воспита-
нию своего внука — будущего императора Александра I.
Еще в первой половине XVIII в. представителями общественной мысли разрабатывалась идея «регулярного государства» — абсолютной монархии, рационально устроенной и подчиненной мудрой воле опирающегося на закон, а не на силу правителя. Эти представления были близки Екатерине II, сочетавшей их с идеями французских просветителей о короле-философе, реформаторе, врачующем общественные недуги.
Вот как формулировала императрица главные «правила управления» государством: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным».
Абсолютистские теории критиковали и консервативные мыслители, выступавшие за усиление влияния родовитого дворянства (М. М. Щербатов), и либералы, предлагавшие допустить дворянство и свободные сословия к управлению государством (Н. И. Новиков). С резкой критикой самодержавия и крепостничества выступал первый представитель революционной идеологии в России А. Н. Радищев, обосновывавший законность свержения тиранической власти («Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» со знаменитой характеристикой царя как «злодея, злодеев всех лютейшего»).
В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и воспевание гражданских доблестей. Его ярчайшими представителями были Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, А. П. Сумаро-
ков, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин и др. В конце столетия его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина).
Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. В этом жанре работали выдающиеся мастера В. Л. Боровиковский (портреты Павла I, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина, М. И. Лопухиной), Д. Г. Левицкий («Екатерина-законодательница», портреты Н. И. Новикова, воспитанниц Смольного института), Ф. С. Рокотов (портреты Екатерины II, В. Майкова). Вместе с тем развивалась историческая (А. П. Лосенко, «Владимир перед Рогнедой») и пейзажная (С. Ф. Щедрин, «Вид в Гатчинском парке») живопись.
Строительство новой столицы — Петербурга — по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. Во второй половине XVIII в. многие города России реконструировались в соответствии с единым планом. С именем Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.) связан расцвет барокко — стиля яркого, блистательного, пышного.
Увлечение античным искусством во второй половине XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершинами стали постройки В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здание Московского университета, дом Благородного собрания, дом князя Голицына и др.), Ч. Камерона (дворцовая резиденция в Павловске, Александровский дворец в Царском Селе),
А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге), И. Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге).
С классицизмом связаны и выдающиеся достижения мастеров скульптуры — Медный всадник Э. М. Фальконе, памятник А. В. Суворову работы М. И. Козловского, многочисленные скульптурные портреты, созданные Ф. И. Шубиным.
В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Г. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле.
2. В отечественной истории XX столетия было два похожих периода, связанных с преодолением последствий разрушительных войн — Гражданской (1918—1920) и Великой Отечественной (1941— 1945). (См. билет № 16, вопрос 1 и билет № 21, вопрос 1.) У этих периодов было много сходных черт, но были и отличия.
К общим чертам относятся следующие:
— огромные людские потери, которые явились для России следствием Первой мировой и Гражданской войн, Великой Отечественной войны. Это были потери, связанные с боевыми действиями — убитые, умершие от ран. Люди умирали от голода, во время эпидемий инфекционных болезней. После Гражданской войны многие бывшие жители России оказались в эмиграции;
— колоссальные материальные потери, связанные с боевыми действиями. При этом на хозяйственную разруху после Гражданской войны, помимо разрушений в ходе боевых действий, большое влияние оказала внутренняя политика большевистского правительства — «военный коммунизм». В ходе Великой Отечественной была полностью разрушена экономика западных территорий
страны, где шли бои, зато в тыловой части удалось четко наладить работу промышленности;
— восстановительные периоды протекали в Сложной для страны международной обстановке. После Гражданской войны отношения Советской России с западными странами были враждебными, лишь постепенно она выходила из изоляции и устанавливала с ними дипломатические и экономические связи. После Великой Отечественной войны и Второй мировой войны возникли острые противоречия в рядах антигитлеровской коалиции, которые переросли в «холодную войну». При этом у нашей страны находились партнеры, с которыми устанавливались дружеские отношения: в 1920-х гг. — Монголия, Турция, Иран, в 1940-х гг. — страны Восточной Европы, Китай;
— в обоих случаях восстановление хозяйства происходило в условиях однопартийного режима — у власти находилась партия большевиков; она не только контролировала политическую жизнь страны, но и полностью определяла экономический курс;
» — в обоих случаях среди руководителей партии и государства был И. В. Сталин, правда, в 1920-х гг. он являлся одним из лидеров страны, а во второй половине 1940-х гг. Сталин обладал единоличной неограниченной властью;
— периоды восстановления хозяйства сопровождались голодом, от которого пострадали миллионы людей; уровень жизни населения был крайне низким, люди во всем терпели нужду. Им не хватало самого необходимого — жилья, одежды, предметов домашнего обихода;
— на настроении в обществе сказывался боевой, оптимистический дух людей советской страны: как после победы над белыми, так и после победы над фашизмом им верилось, что все несчастья по-
зади, что наступают счастливые дни мирного труда, не за горами связанное с полным изобилием «светлое будущее», о котором твердили партийные идеологи;
— яркой чертой обоих периодов была их относительная скоротечность, задачи восстановления народного хозяйства удавалось решить достаточно быстро — примерно за 5 лет.
Анализируя оба восстановительных периода, можно увидеть и различия:
— в 1920-х гг. еще только утверждался новый политический режим, сохранялись многие черты «старого порядка», общество менялось, люди приспосабливались к новым реалиям; в 1940-х гг. люди жили уже в «устоявшихся» условиях, где сложились всем известные «правила игры», действовал налаженный хозяйственный механизм;
— в 1920-х гг. стране предстояло завершить мо-дернизационные процессы, связанные с индустриализацией, в 1940-х гг. СССР являлся крупнейшей в мире, наряду с США, индустриальной державой, сложился многочисленный рабочий класс, были подготовлены квалифицированные инженерные
кадры;
— 1920-е гг. были периодом нэпа, который характеризовался многоукладностью экономики, наличием в ней частного сектора, элементами рыночных отношений, допуском западного капитала; в 1940-х гг. господствовала командно-административная модель, основанная на полном подчинении экономики тоталитарному государству и исключавшая частный сектор, рыночное регулирование, западный капитал;
— только по окончании восстановительного периода 1920-х гг. началась разработка пятилетних планов, после Великой Отечественной войны вся
71.
хозяйственная жизнь страны строилась на основе пятилетнего плана;
— восстановление хозяйства в 1920-х гг. происходило за счет труда свободных граждан — рабочих, крестьян, интеллигенции (хотя они и были поставлены большевистским режимом в определенные рамки); в 1940-х гг. государство в гигантских масштабах использовало принудительный ТРУД — нескольких миллионов заключенных ГУЛАГа и военнопленных.
Билет № 9