Работа с источником. Долгое правление императрицы Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами

Долгое правление императрицы Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Зо­лотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» я Уложенная комис­сия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть «пыталась осуществить одну из самых про­думанных, последовательных и успешных в ис­тории России программ реформ» (А. Б. Камен­ский).

Идейной основой реформ стала философия евро­пейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсо­лютизма.

Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм — учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и филосо­фов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Вели­кий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просве­щенного абсолютизма: между необходимостью ра-

дикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабиль­ности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дво­рянство.

Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого про­тиворечия: «Вы, — пеняла она французскому фи­лософу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, — на коже че­ловеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о кре­постном крестьянстве. Нет сомнений в отрица­тельном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его от­мены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что лик­видация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, не­вежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запре­щалось подавать жалобы на помещиков.

Наиболее значительными преобразованиями императрицы Екатерины II в духе просвещенного

абсолютизма были:

созыв и деятельность Уложенной ко­миссии (1767—1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заме­нить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной ко­миссии работали представители дворянства, чи­новничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала зна­менитый «Наказ», в котором использовала труды

Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просвети­телей. В нем говорилось о презумпции невиновнос­ти, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Де­ятельность комиссии не принесла желаемого ре­зультата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интере­сами сословий и особого рвения в выработке ре­форм не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подоб­ных ей учреждений не создавала;

реформа административно-территори­ального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императо­ром, губернское правление, осуществлявшее ис­полнительную власть, Казенная палата (сбор нало­гов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и другие

1 подобные заведения). Создавались суды, построен­ные по строго сословному принципу, — для дво­рян, горожан, государственных крестьян. Админи­стративные, финансовые и судебные функции, та­ким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

— принятие в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от те­лесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, прода­вать, покупать деревни и др.);

— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сосло-

вия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права са­моуправления, избирало городского голову и чле­нов городской думы;

— принятие в 1775 г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;

— реформы 1782—1786 гг. в области школьно­го образования.

Преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775), события во Фран­ции — взятие Бастилии (1789) и казнь короля Лю­довика XVI (1793) — не способствовали углубле­нию реформ. Они шли с перерывами, в 1790-е гг. и вовсе прекратились. Преследование А. Н. Ради­щева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсо­лютизма, невозможности однозначных оценок «зо­лотого века Екатерины II».

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная по­лемика, в которой лично участвовала императри­ца, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный инсти­тут благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, были заложены основы гражданского общества в России. (См. также доку­мент № 10.)

л.

2. Понятие «многопартийность» (плюрализм) характеризуется наличием в обществе множества политических партий, занимающих различные идеологические позиции и выступающих от имени разных социальных слоев. Многопартийность — важная и неотъемлемая черта демократического правового государства.

Впервые система политических партий сложи­лась в Российском государстве в начале XX сто­летия. Эта система включала в себя целый ряд ор­ганизаций, которые можно сгруппировать в три крупные политические силы: социалисты, либе­ралы, консерваторы. Деятельность политических партий была узаконена в 1905—1906 гг. в ходе первой российской революции. (См. билет № 13, вопрос 1 и билет № 1, вопрос 2.)

Многопартийная система была ликвидирована в ходе российской революции 1917 г. и Граждан­ской войны. К началу 1920-х гг. в нашей стране сложилась однопартийная система. Государствен­ная власть, контроль над жизнью общества оказа-, лись в руках партии большевиков (РКП(б) — ВКЩб) — КПСС).

Восстановление многопартийности началось в период перестройки, во второй половине 1980-х гг. В условиях демократизации обществен­ной жизни в СССР возникли новые политические организации, среди которых выделялись: Демо­кратическая партия России (лидер Н. И. Травкин), Демократическая платформа в КПСС (В. Н. Лысен­ко, И. Б. Чубайс, В. Н. Шостаковский), Демо­кратическая Россия (Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак), Демократический союз (В. И. Но­водворская), Либерально-демократическая пар­тия (В. В. Жириновский), общество «Память» (В. В. Васильев).

В феврале 1990 г. из статьи 6 конституции СССР было исключено положение о руководящей роли КПСС в обществе. Тем самым был положен конец эпохе запрета на появление в стране других, поми­мо КПСС, партий. Политический плюрализм стал реальностью.

После падения коммунистического режима в 1991 г. новая российская государственность строи­лась на демократических принципах, среди кото­рых и возможность для деятельности различных политических партий. Конституция нашей стра­ны, принятая в декабре 1993 г., гласит: «В Россий­ской Федерации признаются политическое много­образие, многопартийность».

у Билет № 7

1. Внешняя политика Российской империи во вто­рой половине XVIII в.: задачи, основные направ­ления, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории отно­сятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «ос­воение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

3. Работа с источником.

1. В XVIII столетии была решена важнейшая вне­шнеполитическая задача, объективно поставлен­ная еще в эпоху петровских преобразований — превращение Российской империи в могуще­ственную державу, игравшую важную роль в мировой политике. Дипломатическим и воен­ным путем она отстаивала свои интересы на ряде направлений — в первую очередь на европейском и восточном, связанном с противодействием Ос­манской империи.

Ко второй половине XVIII в. Россия стала важ­ным действующим лицом европейской политики. В 1756—1761 гг., в период правления императри­цы Елизаветы Петровны (1741—1761), страна уча­ствовала в Семилетней войне. Россия наряду с Францией и Австрией была участницей Версаль­ской коалиции, направленной против Пруссии и Англии. Одержав ряд блестящих побед при Грос-Егерсдорфе (1757), Кенигсберге (1758), Ку-нерсдорфе (1759) и взяв Берлин (1760), Россия в 1761 г. неожиданно вышла из войны: новый им­ператор Петр III (1761—1762), поклонник прусско­го короля Фридриха II, попытался переориентиро­вать внешнюю политику на союз с Пруссией.

В годы правления Екатерины II (1762—1796) Россия проводила активную внешнюю политику, стремясь решить две главные проблемы — турец­кую и польскую. Сущность первой состояла в том, чтобы выйти наконец к Черноморскому побе­режью: этого требовали и военно-стратегические (обороноспособность южных рубежей), и экономи­ческие (свобода торговли в Черном море, возмож­ность экспорта сельскохозяйственной продукции) интересы России. Что касается второй проблемы, то речь шла о судьбе переживавшей затяжной вну­триполитический кризис Польши: плодами этого кризиса стремились воспользоваться Австрия, Пруссия и Россия, которая в расширении своих за­падных границ видела исторически справедливый акт возвращения отторгнутых еще в XIII—XV вв. западнорусских земель.

В ходе русско-турецкой войны 17681 774 гг. блестящие победы были одержаны рус­ской армией (при Ларге, при Кагуле, 1770, коман­дующий генерал П. А. Румянцев) и флотом (в Чес­менском сражении, 1770, командующие адмиралы Г. А. Спиридов и В. Грейг). Кючук-Кайнарджий-ский мирный договор был подписан в 1774 г. Рос­сия получила земли между Днепром и Южным Бу­гом, крепости Азов, Керчь и др., добилась права свободного плавания торговых судов по Черному морю и проливам Босфор и Дарданеллы. Была про­возглашена независимость Крыма от Турции. В 1783 г. он был включен в состав России. Воен­ный успех закрепляла активная деятельность по хозяйственному освоению новых территорий, ос­нование новых городов (Николаев, Севастополь и др.), постройка Черноморского флота.

Противоборство России и Турции распространя­лось и на Закавказье. Важным внешнеполитиче­ским успехом Екатерины II стало заключение в

1873 г. Георгиевского трактата. По нему Россия принимала под свое покровительство Восточную Грузию. Русское правительство обязалось защи­щать ее от внешних врагов, ограничив при этом са­мостоятельность Восточной Грузии во внешней по­литике.

Русско-турецкая война 17871791 гг. бы­ла начата Турцией, потребовавшей вернуть Крым и объявившей военные действия против России. Россия добилась новых успехов. Взятие Очакова войсками Г. А. Потемкина (1788), победы А. В. Су­ворова при Фокшанах и реке Рымнике (1789) и взятие Измаила (1790), уничтожение турецкого флота адмиралом Ф. Ф. Ушаковым в сражениях при Синопе, Самсуне и др. (1790—1791) дали Рос­сии Крым и Очаков, передвинули ее восточные гра­ницы с Буга на Днестр и окончательно утвердили ее на Черном море (таковы условия Ясского мира 1791 г.). Основные цели, которые преследовала Россия на Черном море, были, таким образом, до­стигнуты.

Русско-турецкие войны со всей очевидностью выявили превосходство русского военного искусст­ва. Ф. Ф. Ушаков, П. А. Румянцев, А. В. Суворов разработали новую наступательную стратегию, ввели рассыпной бой, обосновали тактику штыко­вого боя, взаимодействия пехоты, артиллерии и конницы. В знаменитой «Науке побеждать» А. В. Суворов сформулировал принципы военного искусства, принесшие победы русскому оружию: натиск, быстрота, мужество, инициатива, боевая выучка и патриотизм солдат.

На польском направлении Россия также доби­лась того, к чему стремилась. Первый раздел Поль­ши (1772) между Россией, Пруссией и Австрией дал России восточнобелорусские земли. По ус­ловиям второго раздела (1793) Россия получила

центральную часть Белоруссии с Минском и Правобережную Украину, по третьему разделу (1795) — Литву, Курляндию, Западную Бело­руссию. Экономически и стратегически Россия выигрывала: плодородные земли Украины и воз­можность отодвинуть потенциально опасные за­падные границы были важным достижением. В то же время Россия, Австрия и Пруссия усиливались за счет Полыни, более чем на столетие лишившей­ся государственной самостоятельности.

Заключительное десятилетие XVIII в. подтвер­дило роль России как великой европейской держа­вы (знаменитое высказывание канцлера А. А. Без-бородко о том, что без России «ни одна пушка вы­палить не смела», убедительно доказывает эту мысль). Революция во Франции и особенно яко­бинский террор 1793 г. подтолкнули Екатерину II к вступлению в антифранцузскую коалицию. Лишь приход к власти Павла I (1796—1801) после кончины императрицы сорвал поход русской ар­мии под командованием А. В. Суворова в Европу. Он был прообразом Итальянского похода (1799), в ходе которого войска А. В. Суворова нанесли по­ражение французам в Северной Италии. Швейцар­ский поход, завершившийся знаменитым перехо­дом через заснеженные Альпы, был последним ак­том в истории антифранцузской коалиции 1798— 1799 гг.: Павел I принял решение о переориента­ции на Францию.

Конец XVIII столетия был отмечен проникнове­нием России на Американский континент. Ос­воением полуострова Аляска и близлежащих ост­ровов занималась Российско-Американская ком­пания, которой руководил А. А. Баранов. Позже, в начале XIX в., русские доплывали даже до Кали­форнии. Они основывали в Америке свои поселе­ния (крупнейшее — Новоархангельск, самое юж-

ное — Форт-Росс), разведывали природные богат­ства, пытались налаживать контакты с местным населением.

2. Понятия «реабилитация», «совнархоз», «освое­ние целины» относятся к периоду, когда руково­дителем СССР был Н. С. Хрущев. Он занимал посты первого секретаря ЦК КПСС (1953—1964), председателя Совета министров СССР (1958— 1964). Этот период ознаменовался частичной деста­линизацией советского общества, важными преоб­разованиями в социально-экономической сфере, яркими культурными достижениями.

Реабилитация жертв политических репрес­сий, осужденных при И. В. Сталине, началась вскоре после его кончины в марте 1953 г. Ее ини­циатором был глава МВД Л. П. Берия. После его снятия с руководящих постов процесс реабилита­ции продолжился. Новый импульс этому процессу придал проходивший в феврале 1956 г. XX съезд КПСС, на котором Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В июне

% 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последст­вий». Всего за время пребывания Хрущева у влас­ти было реабилитировано более 700 тыс. человек. Однако в отношении многих невинно осужденных людей справедливость так и не была восстанов­лена.

Во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. реабилитация постепенно была сверну­та. Вновь к этому вопросу вернулись в период «перестройки», когда партию возглавил М. С. Гор­бачев. Во второй половине 1980-х гг. были реаби­литированы те, кто еще числился среди «врагов народа».

Понятие совнархоз связано с преобразования­ми, которые Хрущев осуществлял в области руко-

водства народным хозяйством. Для того чтобы до­биться мощного экономического роста, он решил прибегнуть к административной перестройке уп­равления отдельными отраслями. В основе рефор­мы лежала идея о том, что «система руководства народным хозяйством через специализированные центральные министерства исчерпала себя и не со­ответствует достигнутому уровню и масштабам производства».

В мае 1957 г. вместо министерств были учреж­дены советы народного хозяйства (совнархозы) — территориальные органы управления промышлен­ностью и строительством. Всего действовало более 100 совнархозов. По официальным данным, в пер­вый год действия реформы прирост промышлен­ной продукции был на 17 млрд руб. больше, чем в предыдущем году. Однако к качественным изме­нениям в экономике введение совнархозов не при­вело, в начале 1960-х гг. трудности в развитии на­родного хозяйства стали нарастать. Вскоре после смещения Хрущева с руководящих постов руко­водство страны приняло решение отказаться от системы совнархозов и восстановить отраслевые министерства (1965).

Преобразовательные усилия Хрущева охватыва­ли и сферу аграрного производства. Именно она требовала неотложных мер: в стране катастрофи­чески не хватало продовольствия, у колхозников отсутствовали стимулы к труду. Не решившись по­сягнуть на колхозную систему, руководство стра­ны в 1953 г. ослабило налоговое бремя в деревне, повысило закупочные цены на сельхозпродукцию, списало с колхозов долги.

Февральско-мартовский пленум ЦК КПСС 1954 г. поддержал идею Хрущева о распашке ог­ромных территорий Западной Сибири, Южного Урала и Казахстана. ЦК КПСС и Совет министров

приняли постановление «О дальнейшем увеличе­нии производства зерна в стране и об освоении це­линных и залежных земель». Началась массовая кампания, в первых рядах которой шли комсо­мольцы. На целину ехала молодежь со всей стра­ны, новая жизнь началась для 350 тыс. юношей и девушек. Несмотря на бытовые трудности и не­простые природные условия целинных краев, они пахали землю, собирали урожай. Было создано бо­лее 4,5 тыс. новых совхозов. Значительно выросли среднегодовые показатели сбора зерна в стране: 45,2 млн т в 1954—1958 гг. против 22,7 млн т в 1949—1953 гг.

В целом освоение целины носило противоречи­вый характер. С одной стороны, освоение целин­ных земель стало еще одним этапом многовекового процесса вовлечения в хозяйственный оборот но­вых территорий, строительства городов, проклад­ки дорог. С другой стороны, это был типичный для советской экономики экстенсивный метод ведения хозяйства — увеличение производства сельхозпро­дукции достигалось не за счет совершенствования обработки земли, а путем расширения посевных площадей. (См. также билет № 22, вопрос 1.)

Билет № 8

1. Культура и общественная мысль России во вто­рой половине XVIII в.

2. Сравните периоды восстановления хозяйства Рос­сии, СССР после Гражданской войны и после Ве­ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Объ­ясните, в чем заключались общие черты и разли­чия.

3. Работа с источником.

1. В XVIII столетии, начиная с эпохи петровских преобразований, русская культура европеизирова­лась, обмирщалась (приобретала светский, в отли­чие от религиозного, характер). Она включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культу­рами других стран, в первую очередь европейских. Во второй половине XVIII в. в России расширялись научные исследования, формировалась система об­разования, замечательные произведения были со­зданы художниками, архитекторами и скульпто­рами.

Действовала Академия наук, организовавшая в 1760—1770-х гг. пять экспедиций. Их участника обследовали территории Поволжья, Урала, бес­крайние просторы Сибири и другие земли. Значи­тельны достижения российской науки, представ­ленной именами М. В. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, фи­лология, история, поэзия), Л. Эйлера (математика, физика), С. П. Крашенинникова, П. С. Далласа (география), К. И. Щепина (медицина), А. Т. Боло­това (агрономия, почвоведение), М. М. Щербатова, И. Н. Болтина (история), Я. П. Козельского и СЕ. Десницкого (правоведение) и др. Выдающи-

мися изобретателями были И. И. Ползунов (паро­вая машина), И. П. Кулибин (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста через Неву и др.). Е> 1783 г. была создана Российская академия. Ее первым президентом стала графиня Е. Р. Дашкова. В Российской академии был составлен словарь рус­ского языка.

Во второй половине XVIII в. в России сложилась система светского образования. Первым в Рос­сии стал основанный в 1755г. по инициативе М. В. Ломоносова и П. И. Шувалова Московский университет. В 1757 г. по проекту Шувалова в Пе­тербурге была открыта Академия художеств.

В 1763 г. И. И. Бецкой представил императри­це Екатерине II план учебной реформы, основан­ной на идеях передовой педагогической мысли то­го времени. По ней учреждались сословные закры­тые учебные заведения для дворян (Смольный институт благородных девиц в Петербурге, Екате­рининское училище для девушек в Москве, 1764 г., Сухопутный шляхетский кадетский кор­пус, 1766 г.), духовенства (духовные семинарии и •академии), купечества (коммерческая школа), сол­дат (солдатские школы). Специальные школы, да­вавшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были со­словными.

Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 1780-х гг. общеоб­разовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двух­классных малых народных училищ в уездных центрах. В крупных городах страны открывались воспитательные дома для сирот.

Императрица Екатерина II вошла в историю как один из видных педагогов своего времени: она соб­ственноручно составила наставления по воспита-

нию своего внука — будущего императора Алек­сандра I.

Еще в первой половине XVIII в. представителя­ми общественной мысли разрабатывалась идея «регулярного государства» — абсолютной монар­хии, рационально устроенной и подчиненной муд­рой воле опирающегося на закон, а не на силу прави­теля. Эти представления были близки Екатерине II, сочетавшей их с идеями французских просветите­лей о короле-философе, реформаторе, врачующем общественные недуги.

Вот как формулировала императрица главные «правила управления» государством: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать рас­цвету государства и сделать его изобильным».

Абсолютистские теории критиковали и консер­вативные мыслители, выступавшие за усиление влияния родовитого дворянства (М. М. Щербатов), и либералы, предлагавшие допустить дворянство и свободные сословия к управлению государством (Н. И. Новиков). С резкой критикой самодержа­вия и крепостничества выступал первый пред­ставитель революционной идеологии в России А. Н. Радищев, обосновывавший законность свер­жения тиранической власти («Путешествие из Пе­тербурга в Москву», ода «Вольность» со знамени­той характеристикой царя как «злодея, злодеев всех лютейшего»).

В литературе XVIII в. торжествовал класси­цизм, ориентировавшийся на античные художест­венные образцы и воспевание гражданских доблес­тей. Его ярчайшими представителями были Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, А. П. Сумаро-

ков, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин и др. В конце столетия его сменил сентиментализм, об­ратившийся к переживаниям и чувствам отдель­ного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина).

Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. В этом жанре работали выдаю­щиеся мастера В. Л. Боровиковский (портре­ты Павла I, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина, М. И. Лопухиной), Д. Г. Левицкий («Екатерина-законодательница», портреты Н. И. Новикова, воспитанниц Смольного института), Ф. С. Рокотов (портреты Екатерины II, В. Майкова). Вместе с тем развивалась историческая (А. П. Лосенко, «Влади­мир перед Рогнедой») и пейзажная (С. Ф. Щедрин, «Вид в Гатчинском парке») живопись.

Строительство новой столицы — Петербурга — по плану, в соответствии с целостным градостро­ительным замыслом стало рубежным этапом в ста­новлении русской архитектуры. Во второй поло­вине XVIII в. многие города России реконструиро­вались в соответствии с единым планом. С именем Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монас­тырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.) свя­зан расцвет барокко — стиля яркого, блистатель­ного, пышного.

Увлечение античным искусством во второй по­ловине XVIII в. нашло выражение в строгом, сдер­жанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершинами стали постройки В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М. Ф. Ка­закова (здание Московского университета, дом Благородного собрания, дом князя Голицына и др.), Ч. Камерона (дворцовая резиденция в Пав­ловске, Александровский дворец в Царском Селе),

А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге), И. Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге).

С классицизмом связаны и выдающиеся дости­жения мастеров скульптуры — Медный всадник Э. М. Фальконе, памятник А. В. Суворову работы М. И. Козловского, многочисленные скульптурные портреты, созданные Ф. И. Шубиным.

В 1756 г. в Петербурге открылся первый про­фессиональный театр. Его основой стала теат­ральная труппа Ф. Г. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле.

2. В отечественной истории XX столетия было два похожих периода, связанных с преодолением по­следствий разрушительных войн — Гражданской (1918—1920) и Великой Отечественной (1941— 1945). (См. билет № 16, вопрос 1 и билет № 21, вопрос 1.) У этих периодов было много сходных черт, но были и отличия.

К общим чертам относятся следующие:

— огромные людские потери, которые явились для России следствием Первой мировой и Граж­данской войн, Великой Отечественной войны. Это были потери, связанные с боевыми действиями — убитые, умершие от ран. Люди умирали от голода, во время эпидемий инфекционных болезней. После Гражданской войны многие бывшие жители Рос­сии оказались в эмиграции;

— колоссальные материальные потери, связан­ные с боевыми действиями. При этом на хозяйст­венную разруху после Гражданской войны, поми­мо разрушений в ходе боевых действий, большое влияние оказала внутренняя политика больше­вистского правительства — «военный комму­низм». В ходе Великой Отечественной была полно­стью разрушена экономика западных территорий

страны, где шли бои, зато в тыловой части удалось четко наладить работу промышленности;

— восстановительные периоды протекали в Сложной для страны международной обстановке. После Гражданской войны отношения Советской России с западными странами были враждебными, лишь постепенно она выходила из изоляции и ус­танавливала с ними дипломатические и экономи­ческие связи. После Великой Отечественной войны и Второй мировой войны возникли острые противо­речия в рядах антигитлеровской коалиции, кото­рые переросли в «холодную войну». При этом у на­шей страны находились партнеры, с которыми уста­навливались дружеские отношения: в 1920-х гг. — Монголия, Турция, Иран, в 1940-х гг. — страны Восточной Европы, Китай;

— в обоих случаях восстановление хозяйства происходило в условиях однопартийного режи­ма — у власти находилась партия большевиков; она не только контролировала политическую жизнь страны, но и полностью определяла экономиче­ский курс;

» — в обоих случаях среди руководителей партии и государства был И. В. Сталин, правда, в 1920-х гг. он являлся одним из лидеров страны, а во второй половине 1940-х гг. Сталин обладал единоличной неограниченной властью;

— периоды восстановления хозяйства сопро­вождались голодом, от которого пострадали мил­лионы людей; уровень жизни населения был край­не низким, люди во всем терпели нужду. Им не хватало самого необходимого — жилья, одежды, предметов домашнего обихода;

— на настроении в обществе сказывался боевой, оптимистический дух людей советской страны: как после победы над белыми, так и после победы над фашизмом им верилось, что все несчастья по-

зади, что наступают счастливые дни мирного тру­да, не за горами связанное с полным изобилием «светлое будущее», о котором твердили партийные идеологи;

— яркой чертой обоих периодов была их относи­тельная скоротечность, задачи восстановления на­родного хозяйства удавалось решить достаточно быстро — примерно за 5 лет.

Анализируя оба восстановительных периода, можно увидеть и различия:

— в 1920-х гг. еще только утверждался новый политический режим, сохранялись многие черты «старого порядка», общество менялось, люди при­спосабливались к новым реалиям; в 1940-х гг. лю­ди жили уже в «устоявшихся» условиях, где сло­жились всем известные «правила игры», действо­вал налаженный хозяйственный механизм;

— в 1920-х гг. стране предстояло завершить мо-дернизационные процессы, связанные с индустриа­лизацией, в 1940-х гг. СССР являлся крупнейшей в мире, наряду с США, индустриальной державой, сложился многочисленный рабочий класс, были подготовлены квалифицированные инженерные

кадры;

— 1920-е гг. были периодом нэпа, который ха­рактеризовался многоукладностью экономики, на­личием в ней частного сектора, элементами рыноч­ных отношений, допуском западного капитала; в 1940-х гг. господствовала командно-администра­тивная модель, основанная на полном подчинении экономики тоталитарному государству и исклю­чавшая частный сектор, рыночное регулирование, западный капитал;

— только по окончании восстановительного пе­риода 1920-х гг. началась разработка пятилетних планов, после Великой Отечественной войны вся

71.

хозяйственная жизнь страны строилась на основе пятилетнего плана;

— восстановление хозяйства в 1920-х гг. проис­ходило за счет труда свободных граждан — рабо­чих, крестьян, интеллигенции (хотя они и были поставлены большевистским режимом в опреде­ленные рамки); в 1940-х гг. государство в гигант­ских масштабах использовало принудительный ТРУД — нескольких миллионов заключенных ГУЛАГа и военнопленных.

Билет № 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: